Главная >> 5 >> 18 >> 3

Полиглот - повелитель кукол

Элина Агеева - единственная актриса "Кукольного дома". Она одна в сотне лиц - Золушка, Принц, Спящая Красавица, Амур, Галатея. Когда во время торжественной церемонии Элина поднималась на сцену за "Золотой маской", казалось, что это не вручение национальной театральной премии, а конкурс красоты. К тому же она любимая мама, жена, дочь, сестра. Не женщина - мечта! Как-то после спектакля к актрисе подошел дяденька, задумчиво посмотрел на нее и восторженно пропел: "Фе-е-я!" А феи, как известно, прилетают с Востока.


- Я очень любила свой Чимкент, хотя работала уже в Петербурге. Но в Казахстане началась настоящая разруха. Как-то сестра пришла из института, а у нее руки свело от холода. Я как увидела эти скрюченные пальцы, так и решила - уезжаем!


Теперь родные живут в Петербурге, а вот Элина бывает здесь редко: театр почти круглый год на гастролях и фестивалях. Польша, Финляндия, Хорватия, Корея. Только в Мельбурне дали сорок два спектакля.


- Мне безумно хочется работать здесь, - продолжает Элина, - но мы вынуждены разъезжать по всему миру - у "Кукольного дома" нет своего дома.


Такой вот грустный каламбур. Когда-то, правда, они были частью Большого театра кукол. Элина еще студенткой там работала, и Александр Максимычев - главный режиссер "Кукольного дома", вдохновитель и просто спутник жизни Элины - тоже служил там. И Татьяна Мельникова - художник "Кукольного дома". Однажды готовый кукольный номер увидел Александр Белинский, тогда режиссер БТК, и разрешил сделать первый спектакль -"В Летнем саду".


Не перевелись, видно, на Руси "старики Державины"! Талант за версту чувствуют, благословляют да еще и помогают. Но в 1992 году пришлось искать другое пристанище. Сначала "Кукольный дом" обитал в Театре эстрады. Там, в подвале, хранились куклы и декорации. Но как-то ночью почти весь кукольный состав "Летнего сада" съели крысы. Только пережили первые потери, как "Три истории о воде" утонули. Трубу прорвало. Молчаливый Фараон и его дочь - куклы, спасенные от наводнения - теперь охраняют дом Элины. Ждут терпеливо ее возвращения вместе с папой, мамой, сыном, собакой и черепахой. Сыну Гоше, правда, иногда страшно везет - мама и папа берут его с собой.


- Ему девять лет, почти все наши спектакли знает наизусть, но в актеры подаваться не спешит. У него директорский склад ума, - оценивает сына мама. - Может, еще кукол делать захочет, но не играть. Хотя был один случай. Как-то на спектакле (Гоше тогда было два с половиной года) он терпеливо досмотрел все действо до конца, а когда я вышла на финал, вдруг поднялся и, прихватив с собой невесть откуда взявшуюся балалайку, встал перед сценой. Я замерла, зал затих, а сын медленно и громко произнес: "А теперь - я!"


Станешь тут самостоятельным при такой маме, которая с десятками марионеток за один спектакль справляется: в "Золушке" - с двадцатью одной куклой, в "Спящей красавице" - с тридцатью восемью, в "Сне фавна" - с сорока двумя, правда, на двоих. Но дело не в арифметике. У каждой марионетки свой характер, свои привычки и капризы -попробуй всех понять!


- С ними все непросто: иногда не поздороваешься - и не будут играть. Бывает, прямо во время спектакля приходится договариваться. Самый капризный - Принц из "Золушки", а самая любимая - Собака из того же спектакля.


С этой самой Собакой, кстати, однажды случился конфуз. Во время гастролей в Корее зрители ей почему-то не аплодировали. Сначала Элина не могла понять, в чем дело.


Но потом корейцы все объяснили - неудобно как-то любимому блюду хлопать. А вообще в Корее "Кукольный дом" принимали хорошо. Обычно корейцы после спектаклей просто встают и молча уходят, а тут они громко топали ногами. От восторга. И награду вручили: "За большой вклад в корейское искусство". Неудивительно, ведь спектакль шел на хорошем корейском языке. А в Германии - на немецком, в Польше - на польском, в Хорватии - на хорватском. Вот так Элина и стала полиглотом. Но все равно ей больше всего хочется играть на русском. И в Петербурге. Хотя здесь есть только временный приют для театра - мастерская художника на последнем этаже, под облаками. Поэтому самая заветная мечта Элины Агеевой - дом для "Кукольного дома". Еще, конечно, хочется сыграть "Сон фавна" в Эрмитажном театре. Но уж с этим к господину Пиотровскому -фея кукол здесь бессильна.


***


ЛИЧНОЕ ДЕЛО


Элина Агеева родилась в Чимкенте в 1971 году. Окончила ЛГИТМиК, факультет театра кукол. С 1989 года работает в Большом театре кукол.С 1992 - актриса театра "Кукольный дом". Лауреат многочисленных театральных фестивалей и конкурсов.


Дважды ей присуждали национальную театральную премию "Золотая маска".