Центр современной драматургии и режиссуры Казанцева/Рощина, Спектакль Василия Сигарева "Пластилин", режиссер Кирилл Серебренников
Что это? У этого спектакля в Минске странная судьба. Впервые его пытались показать в рамках международного театрального фестиваля "Открытый формат" осенью прошлого года, но шок от дьявольщины, происходившей на сцене, был столь велик, что Купаловский театр не выдержал и загорелся. Буквальным образом. Тогда спектакль остановили, ошеломленных зрителей вывели из зала, и все это почему-то напоминало происходившее в булгаковском варьете из романа "Мастер и Маргарита".
В Москве у этого спектакля тоже нелегкая судьба. Изначально поставленный никому не известным провинциальным режиссером Кириллом Серебренниковым в каком-то "Центре", первые полгода спектакль подвергался жесточайшей критике, чтобы потом быть признанным лучшим спектаклем сезона и поворотной точкой современного российского театра. После этого Серебренников стал самым модным и востребованным режиссером Москвы, а Сигарев получил престижную английскую премию из рук самого Тома Стоппарда.
Где бы этот спектакль ни показывался, он везде делит публику на два противоположных лагеря. Людей, готовых бороться против такого искусства любой ценой, и людей, готовых защищать его до конца. Искусственный фаллос, который во время спектакля появился на прославленной академической Купаловской сцене, казалось, разом отверг все традиционные ценности белорусского театра. Для многих это был шок. Для кого-то - триумф.
Драматургия. Лично я не сторонник такой драматургии. Персонажи ее - люди, с которыми я меньше всего в жизни хотел бы пообщаться. Уроды, извращенцы, садисты, проститутки, "опущенные" - вот основной контингент пьесы Василия Сигарева. При этом нельзя не признать, что выписаны они очень талантливо, колоритно и со знанием материала. Вообще в такой драматургии прослеживается давняя российская традиция "чернушной" литературы, восходящая к Достоевскому, Горькому, Андрееву. Впрочем, самолюбование язвами общества и прилюдное вскрытие социальных нарывов иногда лучше, чем совсем закрывать на них глаза.
Режиссура. Серебренников - из числа магистров режиссуры. То, что он делает на сцене - это не просто ремесло, профессия, чувство сцены - это нечто из разряда черной магии. Он умеет заворожить зрителя, загипнотизировать его, как удав кролика. Чаще всего, от того, что происходит на сцене, просто невозможно отвести глаз. Очень трудно определить манеру, в которой он работает. Это трудно назвать реализмом, и при этом создается чувство абсолютной достоверности. В его режиссуре нет запретных тем или решений. Если персонажу - одному из подростков - надо быть голым, потому что его только что изнасиловали два зека, он будет голым. И он будет ползать по скользкому полу, прижав ноги к груди, в поисках своей одежды... При этом Серебренников умеет быть не просто шокирующим, но и поэтичным. Обладая удивительно образным мышлением, он, вероятно, единственный сейчас в России режиссер, который может найти идеальный баланс между захватывающим повествованием, поэтической оболочкой и шокирующим исполнением.
Плюсы. Для Беларуси любой приезд нетрадиционного с нашей точки зрения театра - глоток свежего воздуха. Ничто не способно раскачать обрюзгшую и заматеревшую тушу отечественного сценического искусства, кроме шоковой терапии. И зрителя надо сейчас лупить, его надо шокировать, ему надо предлагать все, что угодно, кроме того, к чему он привык (или приучен) в наших театрах. К сожалению, ни Серебренников, ни Сигарев, ни подобный спектакль, ни театральный "Центр" просто не могут появиться здесь. Беларусь - "мертвая зона" для искусства повышенной актуальности. Поэтому единственный путь - стараться привозить сюда как можно больше таких спектаклей.
Минусы. Планировалось показать три спектакля "Центра". Показали один "Пластилин". Вероятно, на остальные не смогли продать билеты. В Москве билетов не достать, здесь же они никому не нужны.
Драматургия / режиссура / актерская игра - 7/10/10.