Главная >> 5 >> 18 >> 3

"Веселая кулиса-2004"

Шутки шутками, но где валяются большие артистки?


В минувший понедельник на обновленной и несказанно похорошевшей сцене уфимского Дома актера прошел IV Республиканский фестиваль театральных капустников "Веселая кулиса". Как всегда (без шума и жалоб), все организационные вопросы и тяготы, связанные с его проведением, вынес на своих плечах Союз театральных деятелей Республики Башкортостан.


И справился со всеми хлопотами замечательно.


"Веселая кулиса-2004" собрала под свои знамена семь коллективов, в числе каковых право на обладание лауреатскими дипломами отстаивали две команды "академиков" - Башкирского и Русского театров, "сводный хор" БГТОиБ, весьма решительно настроенное шутейное войско Молодежного, забавный квартет из "Нура", артисты кукольного и "группа захвата" из Стерлитамакского русского.


Отдельным номером программы шло выступление студентов Уфимской государственной академии искусств, "высказывание" которых на сей раз оказалось весьма лаконичным, за что им отдельное спасибо. Забегая вперед скажу, что во всех смыслах "распетушившиеся" школяры, представившие уважаемому собранию некий этюд, обозначенный мною в блокноте словом "курятник", на птичьих правах были в финале удостоены сладкого приза, традиционно припасенного для них Союзом театральных деятелей. "Пернатым" отдали функции разогревающей команды. А затем "слово" взяли великие...


Собственно, какими правилами должны руководствоваться члены жюри, оценивающие выступления участников фестиваля театральных капустников? Все-таки я склоняюсь к мысли, что в первую очередь речь идет о самостоятельном творчестве актеров, работах, каковых рука режиссера касаться, может быть, не должна. Скажите, как, например, крепко закомпонованное постановщиком действо, уже, возможно, разок-другой "прокатанное" на зрителя, за счет этого актерами отчасти освоенное и успевшее набрать определенный темп, сравнивать с композициями, подготовленными самими исполнителями и впервые "обнародованными" на фестивальной площадке? Сложный вопрос. Мне думается, что на будущее это необходимо оговорить в положении о фестивале и, может быть, даже "развести" такие работы по разным номинациям. Я, честно признаюсь, так до конца с выбором и не определилась, все же в большей степени склоняясь к приоритету актерской импровизации, рождающейся в муках коллективного сочинительства.


На сей раз жюри столкнулось с двумя довольно мощными "заготовками", которые широкий зритель уже успел оценить в Международный день театра. А поскольку на родных площадках эти добротно срежиссированные и поддержанные участием цехов - реквизиторским, гримерно-пастижерным и т.д. - капустники шли под горячие аплодисменты публики около 2 часов, то, естественно, постановщикам было тяжело отказываться от любого из номеров. Именно поэтому существующий лимит выступлений (максимум 25 минут) был перекрыт обеими командами с лихвой, растянувшись до размеров академического часа. Это в каком-то смысле уже ставило участников в неравные условия - 7 минут, 15, 45... (На следующем фестивале, мне кажется, за это нужно снимать нарушителей с "дистанции" или наказывать "черными шарами"). И если победитель нынешней "Веселой кулисы", невероятно азартный коллектив Стерлитамакского русского, с трудом "ужавшись" (хотя и недостаточно), все же сумел сохранить логику сюжета и поставить жирную финальную точку в мытарствах докатившегося до Москвы и мюзикла такой-то матери актера Колобкова, то обладателю третьей премии, Молодежному театру, это не удалось. Забавные сцены, представленные им на суд жюри, смотрелись лишь разрозненными миниатюрами, вырванными из контекста цельной постановки и некоей общей мыслью не связанные.


А ведь полный капустник Молодежного, часть которого собратья по цеху увидели на фестивале, на самом деле четко выстроен и, точно ниточкой, "прострочен", я бы даже сказала, высокой идеей. Жаль, очень жаль, поскольку пародия "Проказники опята" мне, например, чрезвычайно понравилось (равно как, кстати, и "откровения" Линара Ахметвалеева, к сочинению каковых он сам ручку - шариковую - и приложил), являя собой весьма остроумный и, замечу, свежий спектакль, не требующий дополнений и соседства уже давно известных на театре анекдотов.


Очень симпатичен был капустник Русского академического "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о рекламе и Гамлете", получивший вторую премию. В нем было много любопытного, в частности, тексты, написанные не без изящества, масса метких наблюдений и то, чем всегда этот коллектив отличается, - культура исполнения, культура подачи. Блестяще, считаю, спародировали русичи рекламу УМКК, в которой появляется известный всем персонаж Молодежного театра, хороши были и следившие за порядком на сцене и в рядах "академиков" героини Ирины Чуриковой и Татьяны Макрушиной. Действительно, такие артистки на полу не валяются! Разве что в Доме актера и то во время фестиваля...


Но кто на сей раз удивил зал, так это Башкирский государственный театр оперы и балета, удостоенный пока только поощрительного приза. Много смешных, если не сказать классных, шуток, обаятельные, артистичные исполнители (особенно Андрей Зараев, сыгравший Петра Первого, и "конферансье" - Александр Кузнецов), четкая композиция и интересно придуманный финал. "Души прекрасные порывы" и, так сказать, "наше все" (решенное посредством пародии на анекдот литературный) в лепешку расплющивает каток "асфальтоукладчика", на спине которого устрашающе топорщится надпись "Прачечная". Ну кто же не помнит этого анекдота о министерстве изящных искусств...


Кстати, четверка "камикадзе" из "Нура", грудью закрывшая амбразуру, тоже доказала, что и в их театре шутить умеют. Придумано все, конечно, было в последний момент - невооруженным глазом видно. Но, надо сказать, со вкусом и не без актерского шарма. В итоге - поощрительный приз.