Главная >> 5 >> 18 >> 3

ВЕЛИКАЯ СИЛА ТЕАТРА

В ненецком округе несколько десятков домов культуры, и у каждого - свой "конек". Тельвиска, например, славится хором русской песни. "Конек" Хонгурея - театр. Четвертый год подряд здесь проводятся театральные встречи, на которые съезжаются самодеятельные коллективы из разных точек округа


В этом сезоне показывали класс актеры из Каменки, Макарово, Тельвиски, театра "Илебц" из Нарьян-Мара, ну и, конечно же, местные самородки.


Боюсь, показаться не оригинальной, но с талантами в НАО - полный порядок. Всякий раз после поездок в деревни, возвращаешься в смятенных чувствах. Вроде и воды чистой нет, и с электричеством - беда, и пекарни - вот-вот рухнут, и не прилететь и не выехать, про связь вообще молчим. Казалось бы, все - амба, приехали, а они поют, танцуют и спектакли ставят. Да не абы что, а классику: Эрмана, Островского, Чехова, как, например, в Хонгурее. Может, тем и живы наши деревни. Но не будем отвлекаться. Речь сегодня не о деревенском быте, а - о великой силе театра.


Коль скоро театральные встречи проходили в рамках окружного фестиваля "Салют победы", тему подобрали подстать - "Память хранят молодые". Худрук хонгурейского ДК Наталья Шевелева говорит, что не чуть не сомневалась в том, что коллективы справятся с заданием. Однако ж им пришлось изрядно постараться. Ведь тема не шуточная и требует полной самоотдачи.


Тельвисочному коллективу, поставившему пьесу "Матери ждали сыновей", удалось до-вести жюри до слез - настолько они сопереживали героям. Особенно проникновенной была Степанида в исполнении Веры Кудряшовой, худрука дома культуры. Никто и не сомневался, что победу в номинации "За лучшую женскую роль" в итоге присудят ей, а первое место - Тельвиске. Алексей Белоусов, сыгравший спекулянта и получивший приз за "лучшую мужскую роль" - тоже оттуда.


На самом деле, членам жюри пришлось, ох и тяжко. Артисты вложили в свои выступления столько души - хоть всех награждай. И лишь условия конкурса не позволили им этого сделать - а иначе, какой смысл его проводить.


Приз зрительских симпатий достался Екатерине Хозяиновой из Хонгурея. Хозяева показали отрывок из спектакля "А зори здесь тихие". В виду отсутствия актеров-мужчин, выбрали эпизод, где задействованы исключительно женщины.


- Ну, нету в нашем театральном коллективе мужиков. Был один, и тот уехал в другую деревню, - пожаловалась Наталья Васильевна. - Когда ставим сатиру, мужские роли играют женщины. В серьезных постановках - прибегаем к другим приемам. В 2002 году на 9 мая ставили спектакль "Чужие дети". Там был муж-ской образ, но мы ухитрились его не показать. То он у нас курит, то вышел.


Хонгурейскому самодеятельному театру - больше десяти лет. Его репертуару могли бы позавидовать мэтры. Чего стоит один только "Мещанин во дворянстве" Мольера.


- На спектаклях народу - полный зал, - не нарадуется Шевелева. - Упор мы делаем на театрально-музыкальные постановки, где есть и песни, и танцы. Сами пишем сценарии под себя.


Наталья Васильевна долго отказывалась называть имена доморощенных звезд сцены: "Не хочу никого обижать. Они все, как одна, умницы". Право, так.


На Татьяну Гагарину - одну из активисток самодеятель-ности - мы обратили внимание еще на прошлогодних театральных встречах, когда она завоевала титул лучшей актрисы за роль курильщика. Не обманула она наших надежд и сейчас, представ в новом для нас амплуа - серьезной артис-тки. Хороши были, Екатерина и Татьяна Хозяиновы, Ольга Ардеева. Последняя, перевоплотившись в Бабу-Ягу, "дала прикурить" публике во время банкета, изрядно "помучив" ее всевозможными заданиями, прежде чем согласилась вы-пустить из заперти директора и худрука хонгурейского дома культуры Тамару Каневу и Наталью Шевелеву.


К слову, театральные посиделки - неотъемлемая составляющая встреч. После награждения всех гостей и участников, хочешь не хочешь, усаживают за стол. Если честно, никто сильно и не сопротивляется - один вид шанежек и пирогов нагоняют аппетит.


Правда, в этот раз застолье продолжалось недолго. Из-за погоды (а морозец в субботу был - дай Бог) приезжие артисты скоро засобирались домой. Нет, не перевелись еще в округе люди, готовые ради искусства на все.


- Если у вас после этого праздника образуется постоянный театральный коллектив, - обращаясь к дебютантам из Макарово, провозгласила на посошок Тамара Гавриловна, - то мы своей цели добились.


Хотелось бы верить, что хорошие примеры тоже бывают заразительными.


Ирина ВОЛКОВА


Ежегодно двадцать седьмого марта во всем мире отмечают праздник - День театра. Пользуясь случаем, мы решили полюбопытствовать у членов жюри, каким было их первое знакомство с театральными подмостками,


что особенно запомнилось, и каковы их предпочтения сегодня


Алексей Баринов, главный федеральный инспектор в НАО:


- Первый раз я попал в театр, когда учился во втором классе. Это был республиканский узбекский театр имени Алишера Навои. И смотрели мы знаменитый балет московского Большого театра "Лебединое озеро" - Большой приезжал в Ташкент с гастролями. Спрашиваете, конечно, понравилось. И спектакль, и шикарное здание, и сама атмосфера произвели тогда на меня сильное впечатление. И с тех пор остановиться не могу (смеется). А если серьезно, свободного времени у меня практически не бывает. Но когда есть возможность, всегда с удовольствием посещаю театры. Последний раз, где-то полгода назад, с женой был в Маринке на "Спящей красавице". Великолепное зрелище. Кстати, будете в Архангельске, советую сходить в органный зал. Мне лично очень нравится.


Людмила Вокуева, глава Пустозерского сельсовета:


- Первое посещение театра, если честно, не помню. Но я очень хорошо запомнила, как впервые побывала в БДТ. В восьмидесятых годах я на две недели ездила в Ленинград по путевке. В один из дней мы пошли в театр. В спектакле играл Грамадский. До этого я его видела в кино. Было очень интересно наблюдать за его игрой на сцене.


Мне театр вообще нравится. Я всегда восхищаюсь людьми, талантливыми от Бога. Убеждена, если человеку что-то дано, значит, он должен донести это до другого. У мужа - прекрасный голос. Раньше пел в группе "Ребус", был участником хора. А сейчас никуда не ходит. Я это воспринимаю очень болезненно.


Что касается нынешних театральных встреч, то, конечно, всех потрясла Вера Кудряшова. Каменка - молодцы. У них нет специалиста, который бы организовал театр на постоянной основе. Может, и не все у них получилось идеально, но девчонки старались, готовились, и, в общем, выступили неплохо. Бывает, захватывают веселые моменты, а тут тема грустная. Так что молодцы - все. Очень искренне сыграли.


Игорь Кошин, секретарь Ненецкого регионального отделения партии "Единая Россия", депутат окружного Собрания:


- Мне вспоминается один эпизод. Я учился тогда в Сыктывкарском университете. В столице Коми уже много лет проходит театральный фестиваль "Сыктывкарса тулыс" - "Сыктывкарская весна". И мы с однокурсниками решили сходить в театр. Это был национальный коми балет "Яг морт" ("Лесной человек"). Всем нам очень понравилось: яркое, зрелищное представление, необычные костюмы и декорации... А лично меня поразило, насколько это тяжелый труд! Причем это относится не только к балету. Трудно представить, сколько сил, времени, таланта надо вложить артистам, чтобы зрителям казалось, что все идет "на одном дыхании".


И еще я ценю театр за то, что он дает новые темы для общения, обсуждения увиденного, делает нашу жизнь полнее и интереснее. Я не отношу себя к заядлым театралам. Но мне, как и многим жителям Нарьян-Мара, хотелось бы, чтобы к нам приезжали не только "звезды эстрады", но и актеры ведущих театров. И чтобы в Нарьян-Маре обязательно существовал свой театральный коллектив.


Вячеслав Корепанов, депутат окружного Собрания:


- Это был народный театр Нарьян-Мара (вспоминает первый визит Вячеслав Кузьмич). Руководил им Аркадий Моисеевич Немчин. Тогда театру как раз присвоили звание народного. По-моему, постановка была, как и сегодня, на военную тематику. Там тоже играли самодеятельные артисты.


Для нас народный театр был окном в культуру, театральное искусство. Другие ведь сюда не ездили. Для жителей Нарьян-Мара постановки народного театра были настоящим праздником. Я ходил практически на все спектакли. Своих актеров мы знали на перечет. Обсуждали, кто как сыграл. Это были наши люди, и это было очень приятно.