Станет ли "Волшебная
флейта" золотой?
8 апреля в здании московского театра "Новая Опера" будет дан спектакль Башкирского государственного театра оперы и балета "Волшебная флейта" Моцарта.
Он пройдет в рамках самого престижного российского театрального фестиваля "Золотая маска". Жюри будет рассматривать работу башкирской труппы сразу по трем номинациям: "Лучший спектакль" , "Лучшая работа режиссера" (Уве Шварц) и "Лучшая мужская роль" (Папагено - Владимир Копытов, лауреат всероссийского и открытых республиканских конкурсов). У нашего певца всего один соперник - Сергей Перминов из Перми (Хозе в "Кармен"). В других номинациях наши конкуренты - Большой театр России, "Мариинка" и... снова Пермь.
Теперь, когда прошло полтора года после премьеры, наверное, можно сказать, что это был верный расчет в репертуарной политике. Решиться поставить впервые в истории театра одну из самых сложных, редко звучащую, трудную для сценического воплощения оперу Моцарта - дело, безусловно, рискованное. Для столь масштабного предприятия нужна достаточно зрелая в профессиональном отношении труппа, требуется полная гармония всех составляющих оперного искусства - оркестра, хора, солистов, сценографии.
Можно сказать, что работа над спектаклем стала для творческого коллектива настоящей школой совершенствования мастерства, а для административных и постановочно-технических служб - нелегким испытанием на прочность. Тот факт, что башкирская "Волшебная флейта" представлена на самом престижном российском театральном фестивале "Золотая маска" сразу в трех номинациях, говорит о том, что театр испытание выдержал.
Публика восторженно приняла спектакль, поскольку он поставлен не в архивно-музейном варианте, а с остроумными намеками на сегодняшний день, с оригинальным сценографическим оформлением. Зрителям оказалась созвучна высокая гуманистическая философия Моцарта: изначальность добра, возможность нравственного совершенствования человека, конечное торжество света и разума. Но самое привлекательное, конечно, сама музыка великого композитора, источником которой стал австрийский и немецкий фольклор. Несомненная удача, что в качестве режиссера-постановщика был приглашен большой знаток и тонкий интерпретатор музыки Моцарта и национального фольклора Уве Шварц из Германии. Наши солисты впервые запели на немецком языке. Все было очень даже непросто, ведь общаться с режиссером приходилось только с помощью переводчика. Но понимание достигнуто, мы ближе узнали Моцарта, он зазвучал в стенах Башкирской Оперы. Даже строгие критики отметили, что спектакль несет на себе приметы европейского и даже мирового театра.
Музыкальный руководитель постановки - немецкий дирижер Лутц де Веер и дирижер из Санкт-Петербурга Виктор Соболев. Хормейстер - заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, профессор Эльвира Гайфуллина. Сценограф - заслуженный художник России Евгений Иванов (в настоящее время живет в Германии).
За дирижерский пульт в Москве встанет главный дирижер театра Роберт Лютер. В спектакле заняты ведущие солисты труппы - Салават Аскаров (Зарастро), Владимир Копытов (Папагено), Альфия Каримова (Царица ночи), Альбина Габидуллина (Памина), Олеся Хуснутдинова (Папагена), Лариса Ахметова, Алина Шакирова и Татьяна Никанорова (феи). Партию Тамино исполнит Сергей Гаврилов из Санкт-Петербурга, который так часто поет на сцене нашего театра, что его вполне можно называть уфимцем.
Оперным солистам, хору, оркестру предстоит выдержать испытание - выступить перед взыскательной, эрудированной московской публикой. Они чувствуют ответственность и очень волнуются.