Главная >> 5 >> 18 >> 3

Пора прямой речи

Долг искусства - объективно отражать социальную жизнь и главные ее составляющие. Если искусство лишено социального содержания, оно перестает быть искусством и превращается в схоластику, что неинтересно читателям и зрителям.


Конечно, все виды искусства имеют прямое отношение к жизни. Но в иерархии всех искусств театр занимает особое место. Он ближе к действительности. А чем театр ближе к жизни, тем он авторитетен и полезен как настоящее - неподдельное - искусство. Такой театр, естественно, привлекает к себе много зрителей, помогает им правильно разбираться в сложных вопросах жизни.


Однако надо признать, что в жизни дистанция между жизненной ситуацией и театром сохранятся. Я имею в виду реальность и дагестанские театры. Мне кажется, такая ситуация и в России в целом. Наши театры привычно замыкаются в основном на рядовых событиях и незначительных явлениях социальной жизни. Такой подход не делает им чести. Словом, театры несоциальны. И это серьезная проблема, над которой стоит основательно подумать.


На театральной сцене можно услышать красивую речь, монотонные размышления, но реальная жизнь не отражена. Речь не идет лишь о броских драматических текстах - ставится общий вопрос. Пусть театр воплощает античную пьесу, но при этом проецирует ее на жгучие проблемы текущей действительности. Хватит театрам иносказательно выражать свое отношение к жизни - давно наступила пора прямой речи: во весь голос открыто заявлять о плюсах и минусах жизни! Вот тогда театр и будет выполнять изначально миссию общественного трибуна.


Коммунистическая идеология во многом была диктатурой для искусства, хотя в этой же диктатуре и хорошего было немало. Коммунисты запрещали искусству культивировать жестокость, распущенность, национализм - вообще идеи, растлевающие человека. Но одновременно запрещали искусству поднимать самые актуальные проблемы. Сегодня искусство предоставлено само себе, хотя кое-где давление власти сохраняется. Но демократизация искусства идет активно. Это значительный фактор духовного прозрения.


Дагестанские театры, убежден, располагают интеллектуальными силами, чтобы обрести статус социального театра. Я не говорю, что непременно надо учредить социальный театр. Татр как угодно может называться: музыкальный, драматический, оперный, балетный - но по своему содержанию он должен быть остро социальным, язвительным, клокочущим. А проблем для этого - сколько угодно. Требуется лишь мужество. Сегодня само время напрашивается быть в искусстве. Почему бы искусству не отозваться на это, почему бы ему не дружить со временем?


В деле становления социального театра большое значение имеют театральные фестивали. Им можно придать форму и конкурсного состязания, и бескорыстного выступления. Суть заключается в том, чтобы театры объективно отражали нашу действительность. Имея столько профессиональных творческих коллективов в республике, мы, однако, не проводим театральных фестивалей и даже не задумываемся об учреждении «площадного театра». Уверен, зрителей было бы больше, чем в зале.


Социальный театр силен и интересен тем, что и слово, и действие страстно обнажаются, им придается конкретный адрес. Языку и действию социального театра чужды метафорика и витиеватость: слово должно быть услышано, и действие воспринято так, как будто они произрастают из самой жизни.


В Дагестане каждый театр говорит на своем языке. Но это не препятствие для выступления на площади. Любой язык понятен каждому, если театр говорит обнаженную правду. Так что эксперимент будет увлекательным и полезным. Нужны только решительность и ответственность.