Главная >> 5 >> 18 >> 3

Театральный фестиваль оценил молодых, смелых и наивных

27 марта -Международный день театра. В преддверии его вспомним главное событие этого сезона -VIII театральный фестиваль профессиональных театров Удмуртии.


Что понравилось москвичам в театральной Удмуртии


В жюри фестиваля преобладало мнение критиков из Москвы. В Удмуртии они были впервые, и их свежий взгляд любопытен. Общий их вывод приятен: театр у нас живой, а не умирающий, как в иных провинциях России. В этом контексте их особенно поразили два театра: сарапульский драматический и Национальный. Процитируем: "Сарапул - погибающий, затерянный во времени, а люди живые, эмоциональные. Как они любят свой крохотный, с любовью устроенный театр! " (Директору сарапульского театра Тамаре Кулаковой присудили особую номинацию - "За самоотверженное служение театральному искусству".)


Наш же Национальный театр "не унижен". Свое (пусть и небогатое) помещение, стабильный репертуар и постоянные спектакли на родном языке - об этом многие национальные театры в России только мечтают.


Столичных критиков поразили и чиновники Министерства культуры УР: не только начальники отделов, но и министр Л. Пескишева сидела на всех спектаклях и их обсуждениях.


- Может быть, и президент у вас ходит в театры? - явно готовясь удивиться, спросили москвичи.


- Не ходит, - успокоили их театральные деятели. И получили тоже успокаивающую реплику:


- Нигде в республиках президенты в театры не ходят.


Провалы и победы фестиваля


Сразу скажем, что наши ведущие (хотя бы по сборам зрителей и аншлагам) театры оказались в аутсайдерах фестиваля. Не оценили театр им. Короленко, Театр оперы и балета оказался не в лучшем положении, хотя "Лучшая мужская роль" досталась его танцору М. Мельникову за "Лебединое озеро". "За честь и достоинство" отмечена старейшая актриса театра Маргарита Дорофеева. Московские критики объяснили ситуацию просто: из-за возраста труппы театры лишены свежего воздуха, смелости эксперимента и страдают заштампованностью.


Сердца критиков однозначно были на стороне молодых и смелых. Они оценили режиссуру Е. Столова (театр "Молодой человек") и отдали победу в номинации "Лучшая сценография" художнику спектакля "Бесы" И. Шаймарданову. Лучшим режиссером стал Д. Салимзянов (глазовский театр "Парафраз"). Номинация "Надежда" (для молодых актеров) досталась артисту этого же театра Е. Иванову за роль принца Уэльского в спектакле "Страсти по шуту".


В числе смелых, пусть и не молодых, оказался театр кукол. Спектакль "Поэт" снова повторил свой успех (у актрисы В. Кузнецовой "Лучшая женская роль" за Арину Родионовну).


Лучшим спектаклем оказался самый нежданный - русские водевили Национального театра. Но, как говорится...


...сердцу критика не прикажешь


С некоторыми выводами жюри согласиться порой очень трудно. Хотя зрительское удовольствие, как и свое собственное, для него не критерий.


- За 40 лет моей работы я видела сотни спектаклей, но великих можно наскрести от силы 10, - призналась критик Ирина Мягкова. - Чем больше смотришь, тем больше понимаешь: это уже было, это не ново, этот использует чужие находки.


В этой пресыщенности критик ищет неожиданный подход (например, трактовка "Поэта"), радуется энтузиазму (успех "Парафраза") или умиляется чему-то крайне простому. Последнее определило победу спектакля Национального театра:


- Прекрасные актеры: простодушные, наивные, но умелые. Осталось умиление и теплое чувство после просмотра.


50 победных тысяч Национальному театру, конечно, не помешают, но вряд ли поднимут его рейтинг у публики. Простота и наивность его спектаклей из новизны быстро переходит в оскомину. Выйти же за границы этих достоинств театр пока не может. До последней минуты эту победу никто не предполагал. Страсти разгорелись по поводу двух конкурирующих спектаклей по одной пьесе Г. Горина: "Страсти по шуту" от "Парафраза" и "Гений и беспутство" от театра Короленко. Публика разделилась на яростных поклонников "шута" и "гения", и это зависело от того, какой спектакль увидели первым. Есть она, эта магия первого просмотра, когда понравившийся спектакль покоряет навсегда, а все остальные вариации кажутся либо скучными, либо неудачными. Жюри посмотрело "шута" первым...


Это не фестиваль...


- Это скорее итоги сезона, смотр. Фестиваль же предполагает отбор спектаклей, - заметила Ирина Мягкова после театральной недели. - Может быть, театрам выставлять больше спектаклей на просмотр или СТД приглашать соседей. Должна быть "фестивальная" радость для тех, кто живет в Ижевске.


Критик прав." Переживания театров широкая публика не разделила: все ижевские премьеры давно просмотрены, а обсуждения спектаклей закрыты. Нет ни зрительских сравнений, ни открытий. Что же касается оценок жюри, то, по большому счету, для публики они мало что определяют: у нее свои пристрастия и кумиры.