Главная >> 5 >> 18 >> 3

ПОЛЕТЫ В НИКУДА

Нынешняя "Ломка" - последняя в этом году, и мы хотели бы завершить наш разговор на оптимистической ноте. Реальным фактом стало явление, которое не может не радовать: к теме наркомании и связанных с нею проблем все чаще обращаются молодые актеры, кинематографисты, музыканты. Они знают, о чем говорят. Ведь это взгляд изнутри той среды, к которой и сами они принадлежат. Тут не соврешь, не слукавишь.


И все пронизано настоящей болью.


На сцене Екатеринбургского ТЮЗа сыграна премьера, которая будоражит души молодых зрителей.


Пьесу "Пять - двадцать пять" молодого питерского драматурга Данилы Привалова поставил Вячеслав Ямбор - студент Екатеринбургского театрального института (курс главного режиссера ТЮЗа Вячеслава Кокорина). Да и играют ее четверокурсники, воспитанники Кокорина, многие из которых уже достаточно плотно заняты в тюзовском репертуаре. Вячеслав Всеволодович подчеркивает, что ребята все делали сами, по собственной инициативе и без подсказок с его стороны: он впервые увидел спектакль уже перед его показом на публике. И еще говорит, что театру очень нужна постановка на подобную тему, она обязательно будет включена в тюзовскую афишу.


Что же касается пьесы, то большое ее достоинство видится в том, что она не просто рассказывает историю парня по имени Коля, жизнь которого оказалась трагической и короткой, но захватывает проблему шире - дает возможность молодым зрителям задуматься о многих важных вещах: зачем человек приходит в этот мир, ради чего жить, как жить?.. Заставляет задуматься о том, почему так плохо нашим героям. Плохо Коле, который "устал от людей" и "привык к одиночеству" (хотя к такому не привыкают). Плохо Тане - девушке, которую он полюбил, но у которой своя пустота и свои мучения ("Жизнь состоит из одних несостыковок. Зачем она тогда?"). Коля, конечно, иронизирует, когда рисует ей "светлое будущее": кончишь, мол, институт, появится любимый человек, который будет любить тебя, а ты - его


И он и она плохо кончили. Она - не выдержала и свела счеты с жизнью. Он - попытался найти выход в наркотиках, бросил институт, страдал и под конец повторил "полет в никуда": прыгнул с балкона девятого этажа.


Только, как оказалось, душа-то противится смерти. Она жива и все еще здесь, с теми, кто жил и живет на земле. Так возникает забавный каркас спектакля: Бог и Черт (их играют Сергей Монгилев и Александр Трясцин), живо включившись в решение судьбы души Николая, вершат суд над ним в форме игры, а точнее, пародии на современные ток-шоу. Тут есть и досье: "Зовут Коля. Родился, жил, умер", и серия вопросов герою, и зрительское голосование, ставшее возможным благодаря тому, что Коле дается право еще раз "прокрутить" свою жизнь, вернуться к последним ее эпизодам. Итоги голосования получились не в его пользу


Спектакль захватывает в значительной степени потому, что в нем удалась роль Коли в исполнении Евгения Волоцкого. Он весь - словно туго закрученная пружина, весь на пределе чувств и сил. Еще два варианта жизненного поведения - Пандус (Руслан Герасимов) и Толстый (Алексей Манцыгин), с которыми мы знакомимся в сцене в общежитии. Правда, вот Таня, подруга Коли, во многом выглядит просто милой девочкой. От Аллы Хамитовой, исполнительницы, хотелось бы ждать большего внутреннего драматизма, даже при том, что роль недостаточно разработана в пьесе.


Есть в спектакле, как показалось, неверные ноты, вроде решения образа Толстого, почему-то преподнесенного в неком игриво-комедийном ключе. А ведь именно этому персонажу волею драматурга доверено произнести важные для всей истории слова финала: "Я буду жить, потому что жизнь - она штука хорошая. Жить надо, надо жить!"


Реквием по слабым, не сумевшим руководить собой, завершается утешением, может быть, даже надеждой?.. И все-таки это реквием, сочинение, полное горя и страсти.