В культурной жизни Южного Урала есть такие особенности, которые было бы неплохо перенять другим регионам
КОГДА РЕЧЬ ЗАХОДИТ О КУЛЬТУРЕ, НАВЕРНОЕ, КАЖДЫЙ ГОРОД И КАЖДАЯ ОБЛАСТЬ МОЖЕТ ПОХВАСТАТЬ "ЛИЦА НЕОБЩИМ ВЫРАЖЕНЬЕМ".
Но есть в культурной жизни Южного Урала такие особенности, что при всей их уникальности было бы неплохо сделать их просто обязательными для всех прочих. Об этом наш разговор с министром культуры Челябинской области Владимиром Макаровым.
Российская газета: Владимир Николаевич, в нынешнем году губернатор области получил самую престижную в стране театральную премию - "Золотую маску". Что же такое особенное происходит в области, раз награда вручается не актерам или режиссерам, а чиновнику?
Владимир Макаров: Наша область промышленная, но культурная жизнь здесь и в самом деле во многом уникальна. Например, у нас семь учебных заведений, которые готовят специалистов для работы в сфере культуры для Урала, Башкирии, Сибири. Поэтому по количеству специалистов и качеству их подготовки мы являемся лидерами в Уральском федеральном округе. Именно поэтому у нас полностью укомплектованы кадрами все 124 школы искусств, которые работают в самых отдаленных сельских районах.
Театрам мы и в самом деле уделяем особое внимание. Еще лет восемь назад положение дел в Челябинском академическом театре оперы и балета было настолько катастрофическим (отсутствие средств на постановки, невыплата заработной платы - балерины падали в обморок от недоедания, равнодушие зрителей), что впору было его закрывать. А сегодня? Театр ожил, он капитально отремонтирован, мы приглашаем к нам работать лучших выпускников консерваторий страны. В кассе - аншлаги. На днях прошел спектакль с участием солистов "Ла Скала". Недавно завершился оперный фестиваль "Ирина Архипова представляет", в других регионах он проводится эпизодически, а у нас регулярно. Именно у нас в Челябинске осел кочевавший до сих пор по стране международный конкурс вокалистов имени М.И.Глинки - это ведь тоже неслучайно. В области проходят международные театральные фестивали "Камерата", "Новый взгляд", "Театр без границ" в Магнитогорске. Да и сам 2005 год был объявлен годом театра. Знаете, в 1997 году я только начал работать в должности начальника областного управления культуры. Пришел на прием к Петру Ивановичу Сумину, рассказываю о множестве проблем в сфере культуры. Он меня внимательно выслушал и говорит: у меня в больнице бинтов нет. Мне стало стыдно, я ушел и долго ничего не просил. А сейчас деньги на культуру выделяются без всяких просьб.
РГ: Вот мы и подошли к самому, пожалуй, удивительному моменту. В 2003 году бюджет министерства культуры составлял 240 миллионов рублей. В 2004 - уже 322 миллиона. В нынешнем, 2005-м - 600 миллионов. Чем объясняется такое заинтересованное отношение областного бюджета к сфере культуры - вы и не просите, а вам дают щедрой рукой?
Макаров: Тем, что в области стабильно работают промышленные предприятия. И тем, что нуждам культуры, спорта, образования уделяется не "остаточное" внимание. Это позволило нам в последние год-два совершить настоящий прорыв в решении приоритетных задач в сфере культуры. Прошлый год, например, прошел под знаком детского чтения, этот проект был признан лучшим в библиотечном деле России, и неслучайно: фонды библиотек пополнились более чем на 150 тысяч томов (на это ушло 20 миллионов рублей), в сорока сельских и районных библиотеках были установлены спутниковые терминалы, позволяющие каждой библиотеке свободно выходить в Интернет - стоит ли говорить, как это важно, особенно для современной сельской молодежи.
Мы восстанавливаем сельские клубы, ремонтируем обветшавшие здания. Более того: приобрели 20 автоклубов - это специальные фургоны, оборудованные самой современной аппаратурой, позволяющей в отдаленных уголках области показывать кино, устраивать концерты и дискотеки. Там есть экран, мощный бесшумный генератор, возможность трансформировать фургон в сцену, так что работать такой автоклуб может хоть в чистом поле.
Сорок миллионов рублей из областного бюджета получили в нынешнем году школы искусств, на эти деньги были куплены музыкальные инструменты.
РГ: Владимир Николаевич, принято считать, что, кроме недостаточного финансирования, у нашей культуры нет других болевых точек. Как говорится, помогите материально, а жить сами научимся. Так ли это на самом деле?
Макаров: Деньги не все решают! Нельзя сидеть и ждать, что люди сами придут в театры, библиотеки, концертные залы. С современным зрителем, слушателем надо работать, надо оттаскивать его от телевизоров и игровых автоматов, надо его завлекать, воздействовать на его центр удовольствия. Надо "подсаживать" зрителя на культуру, чтобы он не мог без этого обходиться.
РГ: Говорят, что краеведческий музей, который вскоре откроется в Челябинске, тоже будет уникальным в масштабах России?
Макаров: Да. В свое время мы были вынуждены переселить музей из здания, которое было передано церкви. И вот теперь построено новое здание, в середине декабря начнем монтаж экспозиции, на пяти тысячах квадратных метров будут представлены история, культура и быт народов Южного Урала.
РГ: Какие у вас вообще отношения с Православной церковью?
Макаров: Мы относимся друг к другу с уважением и не вмешиваемся в дела друг друга. Одно время возникал конфликт вокруг здания церкви Александра Невского, где еще в советские времена был размещен уникальный орган. Верующие стали требовать возвращения храма, но при этом орган, построенный специально для этого помещения с учетом всех его особенностей, был бы потерян. Губернатор вел переговоры с Патриархом Алексием II, была достигнута договоренность, согласно которой в городе на средства областного бюджета уже построен один новый храм и второй будет достроен в самое ближайшее время, а верующие не претендуют на здание церкви, где размещен зал органной и камерной музыки.
РГ: В Челябинской области проживают люди ста десяти национальностей, около сорока процентов челябинцев - мусульмане. Как влияет многонациональный уклад жизни на стратегию культурного развития области?
Макаров: Мы всемерно поддерживаем национальные культурные центры. Созданный четыре года назад Дом дружбы народов осуществляет огромную координационную, методическую и организационную работу в этом направлении. Например, вот уже несколько лет седьмое ноября мы отмечаем масштабным фестивалем национальных культур, в котором представители национально-культурных центров и религиозных конфессий принимают самое активное участие. В Коркино, месте компактного проживания немцев, в августе прошел замечательный фестиваль немецкой культуры, на который приехали гости не только из нашей, но и из соседних областей.