Косметика врача
"Док. тор" в "Театр. doc"
Как ни удивительно, достоверность и правда никуда не деваются
Как и любой театр с четкой художественной программой, пристанище социальной и документальной пьесы, "TeaTp. doc" мог бы, по идее, вскоре под грузом программы и загнуться. Так вымирали когда-то театры символистов и натуралистов: только те из новаторов, что сумели двинуться вперед и в сторону от догмы, не только выжили, но и двинули вперед театр вообще. Таким в первые годы был, к примеру, Художественный театр. Я не сравниваю "Театр. doc" с МХТ - боже упаси, это обоим не понравится, - но и в "TeaTp. doc" порой так могут шагнуть в сторону, что только рот разинешь от удивления.
Взять хотя бы Владимира Панкова. Панков - актер, музыкант и руководитель "Пан-квартета". Панков создавал саундтреки к "Пластилину" Серебренникова, "Грозе" Чусовой, мхатовским "Мещанам", где "Пан-квартет" выступает вживую, и еще к 15 спектаклям. За музыку к "Двенадцатой ночи" Деклана Доннеллана Панков получил премию "Чайка". Вообще, Панков для молодого московского театра вроде Евгения Доги для советского кино. Так вот, начав с саундтреков, Панков пришел в конце концов к режиссуре и документальной саунд-драме. Что этот такое? Представьте себе, что Евгений Дога сам поставил фильм и насочинял для него столько музыки, сколько душа просила. Или представьте Бреговича, снявшего свое кино. Документальное кино. Про горняков, скажем, но все же с музыкой.
Сравнение Бреговича с Панковым будет корректней прочих, потому что основой для работы обоих является народная музыка. Другая особенность "Пан-квартета" в том, что часто музыка сочиняется по ходу дела: Сергей Родюков на аккордеоне, Владимир Кудрявцев на контрабасе, сам Панков на этнических инструментах и другие участники (квартетом это называется по привычке, на самом деле в группе куда больше людей) импровизируют. Так на основе этих импровизаций и текста Александра Железцова, запротоколировавшего во время фольклорных экспедиций речь жителей глубинки, два года назад возник спектакль "Красной ниткой". То есть та пьеса была в большой степени документальной.
Вещь, которую Панков выпустил сейчас, стопроцентно документальна, она о провинциальных врачах. Драматург Елена Исаева записала монолог астраханского хирурга, который в молодости не один год оттрубил в сельских больницах, где свет вырубается во время операции и из лекарств есть только йод, и тот разбавленный. И вообще этот монолог о том, каково служить по трудовому договору посредником между жизнью и смертью. Или каково задаваться вопросом: а стоило ли спасать от смерти человека, который год спустя убил свою жену. Исаева назвала монолог "Во Содоме, во Гоморре", а Панков переименовал в "Док. тора" и разложил его на хор голосов, в который музыканты внедряются уже не так решительно, как в спектакле "Красной ниткой" (там все актеры вообще играли в концертных костюмах), но все же внедряются. Зато появилась группа из пятерых актеров, которая вступает в разговоры с хирургом (его играет артист Пушкинского театра Андрей Заводюк) и совершает разные дружные движения. Чего только на сцене не делается: разливают ли люди водку, выпивают или смотрят диафильм про резекцию желудка через спину - все отлажено как часы. Если в центре спектакля "Красной ниткой" была музыка, то в "Док. торе" главной стала пластика.
Когда "Театр. doc" еще только открывался, его идеологи говорили, что документальный театр - это место, где не играют, не украшают слова музыкой и не танцуют по поводу и без. Краски из палитры обычного драматического театра документальной драме, мол, не нужны. И вправду дико себе представить, чтобы в "Сентябрь. doc" слова реальных людей о войне и Беслане пытались бы усилить жалостливой или тревожной музыкой, как это делают в театре и кино. Но часто в битве за жизненность и достоверность документальная пьеса проигрывает традиционным пьесам по части искусства. В документальных саунд-драмах Панкова, нарушающих мораторий "Театр. doc" на веселую, шумную театральную ложь, как ни удивительно, достоверность и страшная правда никуда не деваются. Впрочем, универсальным рецептом метод Панкова тоже не назовешь: синтез - та вещь, о которой мечтали в театре еще сто лет назад, и мало кому в истории театра этот синтез давался. Панкову повезло больше других. Как и сто лет назад, синтетическим человеком нельзя стать - хорошо бы им родиться.
"Док. тор" по пьесе Е. Исаевой
"Театр. doc", ср 14 - пт 16 декабря, 19.00