Главная >> 5 >> 18 >> 3

Между Эмилией и Пентесилеей

Сегодня открывается VII фестиваль NET


Название фестиваля NET (New European Theatre), открывающегося сегодня, каждый разгадывает как хочет. По-английски net значит "сеть", а по-русски это самое "нет" надо, по всей видимости, толковать как знак решительного несогласия организаторов фестиваля (это театральные критики Марина Давыдова и Роман Должанский) со всяческой театральной рутиной. Но дело в конечном итоге не в шарадах, а в том, что в Москву уже в седьмой раз со своими спектаклями приезжают самые перспективные режиссеры Европы.


За эти годы у фестиваля, как водится, появились свои любимчики и постоянные персонажи. Из старых знакомцев в этом году можно твердо рассчитывать на Евгения Гришковца и Жозефа Наджа, хотя события, связанные с ними, будут иметь сугубо камерный формат. Новую постановку Наджа "Нет больше небесного свода" покажут только в видеозаписи, а Гришковец устроит "Закрытую репетицию" своего нового спектакля по Эдгару По. Главные фестивальные надежды все-таки связаны не со старыми знакомыми, а с крупными театральными фигурами, которые пока еще не открыты российской публикой. Например, с немецким режиссером Михаэлем Тальхаймером - он под самый конец фестиваля покажет "Эмилию Галотти" на сцене МХТ имени Чехова. Или с французом Эриком Лакаскадом, поставившим "К Пентесилее" Клейста как моноспектакль, рассчитанный на талантливую актрису Дариа Липпи. Или с казахским театром Art&Shock - "Back in USSR" Галины Пьяновой давно путешествует по европейским театральным фестивалям, но ни разу не добирался до России. Или с болгарином Галином Стоевым и его спектаклем "Кислород" по пьесе Ивана Вырыпаева. Или, наконец, с финном Кристианом Смедсом ("Странник"), Никто из упомянутых режиссеров - перспективных, способных, умных, ценимых в Европе - в Москву пока со своими работами не приезжал, и здорово уже одно то, что теперь благодаря фестивалю NET можно выучить новые имена.


На одну заграницу, впрочем, полагаться не стоит - в России тоже найдется кое-что интересное. Одним из главных событий фестиваля NET станет сегодняшний спектакль "Формального театра" под названием "Между собакой и волком" (на сцене театра "Содружество актеров Таганки"). В свое время режиссер Андрей Могучий уже обращался к прозе Саши Соколова - это был тонкий и поэтичный спектакль "Школа для дураков", заслуженно получивший на фестивале "Золотая маска" приз критики. О новой работе Андрея Могучего по книге Саши Соколова "Газета" рассказывала год назад, когда он был впервые сыгран на Фестивале русского искусства в Ницце, однако прошел год, а российской премьеры так и не состоялось.


Свой спектакль Андрей Могучий населил невнятными обрывками чьих-то бесед, кусочками протяжных песен и с мясом вырванными страницами из альбомов по западноевропейской живописи. Час между собакой и волком есть, как известно, час сумерек, волнующе скрадывающих очертания всех вещей, и как раз эта недосказанность сделалась предметом постановки. Поэзия в чистом виде - и ничего больше. Пространство сцены нарезано прозрачными слоями, накладывающимися друг на дружку, как это иногда делают в анимационном кино. Самый первый слой - на занавесе: чета Арнольфини с картины ван Эйка качает головами, и женушка важно гладит себя по брюшку. А когда занавес поднимется, обнаружится, что за ним кроется еще слоев пять или шесть - тут тебе и прозрачный полиэтилен с ветродуями да с замысловатой подсветкой, и целый ряд штакетников, на которых невесомо подвисли приметы нищенского, забубенного быта (художник Алексей Богданов); и уж где-то в самой-самой глубине - чистый Брейгель с конькобежцами и эффектными лохмотьями на фоне снежной белизны. Слово "между" в названии романа оказалось для Андрея Могучего самым важным, и он поставил свой спектакль не по тем черным значкам, что в изобилии населяют книгу Саши Соколова, а скорее по тому белому междустрочию, инсценировать которое вообще-то труднее всего.