Главная >> 5 >> 18 >> 3

ИСКУССТВО

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДНЕВНИК


Живее всех живых


Открылась выставка скульптора Дмитрия Цаплина


В МОСКОВСКОМ МУЗЕЕ СОВРЕМЕННОГО искусства можно увидеть инсталляцию Владимира Буйначева "Трагедия скульптора. Дмитрий Цаплин". Инсталляция - из двух частей. Сбоку, на плоском экране современного телевизора, мы видим видеозапись "перформанса": шестеро мужиков, кряхтя и упираясь, вытаскивают из огромного подвала на Никольской улице, что был в давние времена рыночным складом, тяжеленные огромные статуи и грузят их на машину. Мужики - московские скульпторы, которых их коллега Владимир Буйначев позвал вызволять работы Дмитрия Цаплина из заточения-забвения. Скульптуры, числом 40, сделанные в основном из дерева, неподъемные, потому что заливало их горячей водой, снесенные в подвал за ненадобностью и невостребованностью, принадлежат Цаплину, у которого тут же, на Никольской, была мастерская. В глубине зала, перед стеной с зеркалами - шесть из этих сорока скульптур: коричневые, растрескавшиеся от времени головы Ленина и одна -Карла Маркса. Их затылки, зияющие пустотами и разломами, отражаются в зеркале. Все вместе - цифровая видеозапись, показывающая, как в центре Москвы в подвале гнили работы скульптора мировой известности, и мощные портреты из минувшего века, словно вырастающие из огромных стволов дерева, - производит абсолютно сюрреалистическое впечатление. Вместе с тем похоже, что этот контраст новейших цифровых технологий и почти первобытной мощи скульптур, вырезанных, выдолбленных вручную из дерева, как раз по нему: такие контрасты сопровождали Цаплина всю жизнь.


Смешно сказать, но эта выставка работ Цаплина в Московском музее современного искусства едва ли не вторая его персональная выставка на родине. Предыдущая была в конце 1920-х годов в Москве. На нее пришел Луначарский, увидел -и восхитился. Надо отдать должное первому наркому просвещения: у него был острый глаз и отменный вкус. К тому же Дмитрий Цаплин, крестьянский самородок, силач и красавец, в двадцать лет решивший, что быть ему скульптором, и без колебания своротивший свою жизнь на новую колею, был идеальным воплощением тезиса об огромном творческом потенциале освобожденного труда. Короче, Цаплина отправили учиться за границу. И с 1927 по 1935 год он жил во Франции, Испании, Англии. Его жена, Татьяна Лещенко-Сухомлина, так описывала работу Цаплина в огромной мастерской: "Притащит камень, взвалит его на пьедестал (он страшно сильный) и бродит вокруг, потом берет резец и молоток - и сыплются куски, сначала большие, потом все меньше. Он умеет так ударить, что именно такой кусок отскакивает, какой ему нужен". Этот способ работы - без предварительных набросков, без эскизов в глине - в сущности, был архаичным. С другой стороны, в искусстве начала XX века, жаждущем обновления, ищущем вдохновения в "примитивах" то Африки, то Таити, то в народных ремеслах, работы Цаплина выглядели чрезвычайно актуально. Выставки его работ с огромным успехом прошли в Барселоне, Лондоне, Валенсии, Мадриде, Париже... Газеты писали с восторгом: "Это не талант -это гений! "


Свои работы он не продавал -заламывал такие несусветные цены, что музеи отступались. "Расставаться со своей скульптурой для него было мукой. Он страдал, мучился - и не продавал", - напишет в воспоминаниях Лещенко-Сухомлина. Замечательно, что точно так же он вел себя и в России, с крестьянским упрямством и сметкой торгуясь с Комитетом по делам искусств за бюсты летчиков Чкалова, Байдукова, Белякова... Похоже, к своим работам он относился так, как крестьяне относятся к хлебу. Они давались ему столь же тяжело - потом, ломотой в спине. Этот "кулак, мужик, скупердяй", не заботившийся о вежливости в общении ни с чиновниками, ни с коллегами, делал бюсты героев-летчиков и основателей марксизма-ленинизма с тем же добросовестным тщанием, что и скульптуры его любимых животных. Анималист он был непревзойденный. Увидеть бы выставку этих его скульптур... Но кто за нее возьмется?


Дмитрий Филиппович Цаплин умер в ноябре 1967 года. Смерть этого Ломоносова от скульптуры едва ли оказалась замечена даже коллегами, с которыми у него были непростые отношения. Время печали и возвращения еще не пришло. Может, теперь оно уже наступило? "


Жанна Васильева


***


Иди домой, учи слова


ИЗВЕСТНА ИСТОРИЯ, КАК ОДНАЖДЫ, ЕЩЕ В


60-х годах, Сергей Михалков и Евгений Евтушенко случайно встретились в лифте. Евтушенко давай приставать к автору государственного гимна: "Признайтесь честно, ну плохой же текст, никакая это не поэзия". Михалков молчал-молчал, а уже в спину выходящему Евтушенко бросил: "Иди домой, учи слова". И вот наконец Евгений Александрович, что называется, отыгрался: написал гимн российских журналистов. Простите, не могу не процитировать: "Мы в Чечне и на Ямале, / Как хотели, так снимали, / И снимали нас, за правду разозлясь. / ...Но пошли снимать нас вскоре / В мафиозном приговоре / Не с работы, а с поверхности земли, / Диму, Влада и Артема / У семьи украв, у дома. / Да и Щекоча сберечь мы не смогли". Впервые эти и другие не менее пафосные строки ("...Наши "Никоны" все в шрамах. / Жизни личные - все в драмах".) прозвучали на недавней презентации в Центральном доме журналиста. Последний припев спели несколько раз вместе, всем залом. Стоя или сидя - неизвестно, но в некоторых отечественных компаниях во время звучания гимна шапки летят долой, иначе - штраф за "надругательство". Один мой приятель пришел недавно устраиваться на работу в строительную фирму, а тут как раз из динамиков полилось: "Дорогое мое АО, золотое мое ЖКХ", - девушка-секретарь вскочила как ошпаренная. Так или иначе, журналисты теперь ничем не хуже сплоченных рядов программистов ("Гимн Интернету" написал Олег Нестеров), бухгалтеров ("Мы не люди - мы бухгалтера", - дружно признаются сотрудники одного из алтайских институтов), карельских дворников (они выбрали своей песней лирическое "У природы нет плохой погоды"), а также тысяч сотрудников российских компаний, от крупнейших до самых незначительных. Ну как, скажите, раз услышав, забыть песню: "Не боги, не герои - обычные таланты. / Нас много по России. И скажем без прикрас: / Хотя мы и не ангелы, а просто консультанты, / Святой корпоративный дух объединяет нас! " Психологи уверяют, что после утренних распевок у сотрудников действительно увеличивается мотивация к труду. То есть споют сотрудники: "Над Медведково песни звучат. / Всюду слышится радостный крик. / И единственным словом сейчас / Наполняется русский язык", - и корпоративный дух обязательно повысится. Даже при том, что загадочное слово - всего-навсего название компании. Впрочем, на то он и дух, что веет, где хочет.


Логично было бы увязать моду на корпоративные гимны с советской тоской. Мол, нам песня строить и жить помогает, не одни же деньги могут и должны служить труду единственной мотивацией. Даже несмотря на то, что идея труда ради коллектива и общего коммунистического будущего вроде бы свое отжила. А привычка прикладывать руку к сердцу во время исполнения гимна государственного так и не прижилась. Однако знающие люди ссылаются на страну Японию с ее культом семейного бизнеса, который и поддерживался специальными ритуалами, и гимн из их числа. Впрочем, если японцы исполняют свои корпоративные песни, чтобы вдохновить сотрудников на новые трудовые подвиги, то российские граждане, куда более динамичные и вообще, что называется, себе на уме, как правило, выбирают песню, которую можно было бы использовать еще и в рекламных целях. С гимном российских журналистов это вряд ли получится, уж слишком неформален.


Да и полной сатисфакции Евтушенко добиться не удастся. Ведь даже почитателю нынешнего нашего государственного гимна приходится лишь открывать рот под бравурные ноты: никто его не знает и учить вряд ли вздумает. Вот и кажется, что так и не сумевшая хоть сколько-нибудь объединить нацию "торжественная песня на стихи программного характера" тихо и без боя отступила. А свято место пусто не бывает.


Юнна Чупринина


***


Наваляли


Экспозиция войлочных и кожаных арт-объектов в Музее декоративно-прикладного искусства


ПРИ ВХОДЕ НА ВЫСТАВКУ "НЕЧТО ИЗ...


света, кожи и войлока" в Музее декоративно-прикладного искусства висят грабли и штыковая лопата. С благородной ржавчиной времени на железе и потертостями на черенке. Присутствие данных инструментов в экспозиции кажется более чем странным: вроде бы вещи, к войлоку и коже отношения не имеющие. Даже в процессе производства этих материалов ни лопата, ни грабли не участвуют. Может быть, это своеобразная "вводная" и таким образом кураторы хотели подготовить зрителей к выставке, выстроить ассоциативный ряд: грабли - деревня - войлок. При более близком знакомстве с экспонатами выясняется, что их натуралистичность - фикция и оба инструмента войлочные. И никакая это не "вводная", а непосредственно экспонат. Творцам барочных обманок и не снился подобный успех в создании визуальных иллюзий, какого добился Александр Пилин, ижевский автор войлочной агротехники. Далее, впрочем, все настоящее: войлок представлен в своем самом что ни на есть традиционном употреблении - в виде шляп, обуви для холодного времени года и прочей согревающей одежды. Правда, шляпы эти не скучные колпаки из всем знакомых "Наборов для бани и сауны", а устрашающие шлемы тевтонских рыцарей с рогами. Валенок в консервативном виде тоже нет -есть греческие сандалии на кожаной подошве, турецкие бабуши и средневековые сапоги с загнутыми вверх носами и бахромой вокруг щиколотки. Войлочный брючный комбинезон скорее напоминает творение авангардного японского модельера, чем "изделие народного промысла". Тонкие паутинки, висящие на сложных проволочных конструкциях, остроумно подписаны: "Вторая шаль первой жены шамана" (это та, что понаряднее) и "Первая шаль второй жены шамана" (попроще). Завершает раздел "нечто из войлока": "Не очень дружелюбный Бык" и "Серый Слон".


За "нечто из кожи" отвечает московский художник Сергей Яралов. На фоне "кожаной графики" - монохромных картин из означенного материала - выставляются то ли скульптуры, то ли светильники, то ли то, что в словаре современного искусства обозначается всеобъемлющим словом "инсталляция": стеклянные напольные вазы одеты в фартуки и платья из кожи. Зрелище завораживающее, но совершенно не музейное - каждый объект заворачивает вокруг себя пространство, требуя соответствующего интерьерного дополнения. Удивительно, что фамилия Яралова до сих пор не фигурирует в "тайном" списке модных дизайнеров интерьера - создавать окружение такой вот вазе в фартуке сложнее и интереснее, чем какой-нибудь ампирной оттоманке.


Заманить бы данных авторов в хорошую галерею современного искусства, чуть отредактировать их работу - и трендом следующего года неминуемо бы стали кожа и войлок, а также всевозможные вариации на тему этих материалов, вплоть до современной войлочной скульптуры. А в Музее декоративно-прикладного и народного искусства это выглядит как удачная, но очень робкая попытка превратить ремесло в искусство. Такое одинокое шаманство.


Наталья Филатова


***


Сласти-мордасти


На столичных экранах - новый фильм Тима Бертона по роману Роальда Даля "Чарли и шоколадная фабрика"


"МИСТЕР ВИЛЛИ ВОНКА СТОЯЛ один-одинешенек в воротах фабрики. И правда - необыкновенный человек! .. Подбородок украшала черная козлиная бородка. А глаза... глаза были на удивление блестящие. Казалось, в них мерцают яркие искорки... Притом он выглядел очень умным! Ловким, быстрым, энергичным! Он поминутно вертел головой, все видя, все замечая своими блестящими глазами. Быстротой движений он напоминал белку - старую, умную, шуструю белку из городского парка" - именно так описан в знаменитейшем детском романе Роальда Даля "Чарли и шоколадная фабрика" один из главных героев, кондитер Вилли Вонка. Ничего не напоминает? Вот-вот, именно что гетевского Мефистофеля - скользкого и вертлявого. Вилли Вонка, подобно Мефистофелю, очень любит искушать. Он устраивает лотерею: ребенок, которому попадется в шоколадке золотой билет (а их всего пять), получает возможность отправиться на экскурсию по чудесной фабрике. Здесь делают вечные леденцы, жвачку с самым разнообразным вкусом, не тающий на солнце шоколад. А работа ют в цехах маленькие смешные существа пум-пурумцы, сильно смахивающие на кукол. Ну как, спрашивается, может устоять ребенок, увидев все это великолепие? Хитрый Вонка знает, что рано или поздно дети сорвутся и угодят в расставленные им ловушки: толстого обжору Огастеса Хряма унесет бурным потоком шоколада в какую-то адскую трубу, вечно жующую бездельницу Виолетту раздует экспериментальной жвачкой, капризную истеричку, дочь богатеньких родителей Веруку Соль сбросят в гигантский мусоропровод, а надменного фаната компьютерных игр и видео Майка Тиви забросят в телевизор. И лишь правильный и благородный Чарли остается целым и невредимым. Фабрика и впрямь очень напоминает ад, где Мефистофель-Вонка карает за грехи - чревоугодие, лень, гнев и гордыню соответственно.


Именно поэтому, узнав, что Бертон собирается экранизировать любимую сказку своего детства, одиозный шок-рокер Мэрилин Мэнсон умолял дать роль мистера Вилли Вонки ему. Он-де один может воплотить на экране образ инфернального кондитера.


Однако Бертон предпочел скандальному Мэнсону своего любимца Джонни Деппа. Ведь режиссера совершенно не волновала адская сущность мастера шоколадно-карамельных дел. Он повернул к своей любимой теме -одинокого, непонятого и непризнанного чудака, странного существа не от мира сего, как в "Эдварде руки-ножницы", "Эде Вуде", "Сонной лощине" и "Большой рыбе".


Более того, Бертон даже решил объяснить зрителю причины чудачеств кондитера, чего не сделал Роальд Даль в книжке. Согласно версии режиссера в детстве Вилли вообще запрещалось есть сладости. Его отец-дантист считал, что шоколад и леденцы - это опасная блажь, уничтожающая зубы. Впоследствии закомплексованный юноша стал самым успешным кондитером на земле и сделал из своей фабрики гигантский парк аттракционов, настоящее королевство, где кисельные берега омывают молочно-шоколадные реки.


У Бертона на воссоздание всей этой роскоши ушло 150 миллионов долларов, и в итоге получилась очень эффектная, красивая сказка с элементом назидательности и эстрадными номерами пум-пурумцев, в песнях обличающих пороки нехороших детей (в одном из номеров спародировали "Богемскую рапсодию" Queen). Одним словом, сплошное волшебство, даже дедушка хорошего мальчика Чарли сильно напоминает Гарри Поттера пенсионного возраста. Да только сам Чарли в исполнении Фредди Хаймора ("Волшебная страна"), по сюжету наследующий империю Вонки, похож не на милого мальчугана, а на сына Люцифера из фильма "Омен": бледное лицо, тонкие губы, холодный стальной взгляд. Впрочем, если все-таки предположить, что Роальд Даль выписывал своего кондитера по образу Мефистофеля, то нельзя не согласиться с тем, что и наследник у него должен быть соответствующий.


Стас Лобастов


***


HOW MUCH


15 миллионов долларов - таков заявленный бюджет психологического триллера компании Universal о событиях 11 сентября Режиссером фильма выступает Пол Гринграсс, автор второй части похождений знаменитого Джейсона Борна "Превосходство Борна" и великолепной драмы "Теория полетов" Проект, к которому Гринграсс приступает 1 октября, называется "Рейс 93" Это номер рейса самолета, который был угнан террористами 11 сентября 2001 года и направлялся на Вашингтон Его пассажиры штурмом взяли кабину пилотов, после чего самолет рухнул в сельском районе штата Пенсильвания Представители Universal заявили, что хотели бы успеть показать картину на Каннском кинофестивале 2006 года


350 миллионов Арамов


(более 777 тысяч долларов) заплатила компания Armenia Studios за киностудию "Арменфильм", выставленную на конкурсные торги армянским правительством Новым владельцам достались здания и постройки на территории более чем 24 миллиона квадратных метров, а также устаревшее оборудование кино студии Условия конкурса требуют, чтобы покупатель в течение ближайших 50 лет занимался исключительно кинопроизводством, а также обеспечил перевод на цифровую технологию и реставрацию киноархива студии


50 тысяч долларов планирует выручить за первое издание романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Великий Гэтсби" владелец букинистического магазина в штате Пенсильвания (США) С того момента, как раритет был продан в магазин, прошло целых два месяца Он долго пылился в коробке с другими книгами, и однажды ничего не подозревавший букинист, взяв полистать экземпляр, обнаружил, что имя главного героя Джея Гэтсби напечатано на суперобложке с маленькой буквы Этаошибка, ставшая в свое время притчей во языцех, позволила букинисту определить ценность книги, которую ему продали по смехотворной цене


***


Не по-детски


Знаменитый фильм Питера Джексона "Небесные создания" впервые вышел на видео


КТО БЫ МОГ ПОДУМАТЬ, ЧТО ПИТЕР Джексон, ныне всемирно известный в качестве постановщика амбициозного "Властелина колец", когда-то снимал авторское кино. Причем не где-нибудь, а на краю света - в своей родной Новой Зеландии, удивительной стране, где сам воздух наполнен волшебством. Впрочем, не обольщайтесь: новозеландское волшебство, если верить Джексону, иногда оборачивается форменным кошмаром. Как будто лирические новозеландские подростки, живущие больше воображением, чем реальностью, сошли с резьбы, свихнулись, тронулись, дойдя до роковой черты. Само название фильма -"Небесные создания" - звучит зловеще-иронически, ибо эти самые создания, две прелестные девчушки, в конце концов забьют до смерти мать одной из них. Чтобы не мешала мечтать, любить друг друга, слушать поп-музыку, убегать от серых будней в выдуманное девочками королевство Боровниа.


Говорят, "Небесные создания" настолько потрясли американских продюсеров, что они досмотрели картину до конца (что случается с ними крайне редко). Более того, с триумфа этого фильма карьера Джексона стремительно пошла вверх, к голливудским вершинам и астрономическим гонорарам. Ибо чудовищное преступление, реконструированное Джексоном с леденящими душу подробностями, слегка отстранение и безо всякой симпатии к своим героиням, изобличило в нем автора бескомпромиссного, мастеровитого и хладнокровного. Возможно, "Небесные создания" - до сих пор лучшая его картина (так по крайней мере считают киноманы). Фильм, где странный, причудливый мир подростков, мир грез, граничащий порой с шизофреническим бредом, уже инфицирован грядущим кошмаром, путь к которому показан Джексоном подробно, въедливо, зло и беспристрастно, словно медицинское исследование на тему человека, находящегося по ту сторону Добра и Зла. Странно и страшно, что речь идет не о каких-нибудь там серийных убийцах с волчьим взглядом, не о злодеях по призванию, упивающихся своей жестокостью и отверженностью, но о детях, ангелах невинности.


Недаром говорят, что отрочество - трагический возраст, время, когда человек еще не совсем человек, когда, находясь на перепутье, он может повернуть в ту или иную сторону. То есть стать всем или ничем, личностью или преступником. Ко всему прочему коварный Джексон сделал недвусмысленный реверанс в сторону масскульта: девочки буквально заворожены поп-идолами, всерьез считая их святыми, которые им покровительствуют. Видимо, в этом девичьем неоязычестве Джексон и усматривает причину морального разложения своих героинь. Хотя, будучи человеком тонким, мастером на недомолвки и намеки, он ни на чем особенно не настаивает. Лишь подспудно, невзначай подводит зрителя к широким обобщениям и малоутешительным выводам.


Диляра Тасбулатова


***


Потянуло на Коктебелыцину


23 августа вот уже во второй раз в Коктебеле откроется фестиваль искусств "Куриный бог". А точнее, "фестивальчик", так по-домашнему называют свое детище организаторы - пианистка Алла Басаргина, писатель Виктор Ерофеев и оперный певец Станислав Сулейманов. Это не первый и не единственный фестиваль Коктебеля, что, собственно, неудивительно: уж больно место располагает. Превращение крошечной деревушки, соединенной с феодосийской цивилизацией лишь ухабистой дорогой, в туристическую Мекку началось в конце позапрошлого века. Вскоре здесь поселился прославивший "напряженный пафос Карадага" Максимилиан Волошин, и благодаря его гостеприимству в Коктебельской бухте кто только не побывал. Свою дачу (на фото), которую Евгений Замятин называл не иначе как "волхоз" -волшебное вольное волошинское хозяйство, Волошин завещал Союзу писателей, по соседству открыли Дом творчества, и советская интеллигенция, а за ней и неформальная молодежь продолжали приезжать в поселок, знаменитый не только природой, но и свободами.


Но вот уже скоро двадцать лет, как подзабыта фривольная песенка "Какая чудная земля вокруг залива Коктебля". Побережье застроено пансионатами, от знаменитых камышей, где селились "дикари", остались лишь воспоминания, а набережную наводнили толпы туристов. "Коктебель - это место границы, - уверен один из отцов-основателей фестиваля Виктор Ерофеев. - Между степным и субтропическим климатом, между культурами разных народов Крыма. А художника всегда волнует граница. И я подумал, что необходимо продолжить практику Волошина, приглашавшего сюда друзей, которые обменивались своими художественными идеями, и уезжали, обогащенные друг другом". В этом году на "Куриный бог" обещают приехать Галина Вишневская и солисты ее Центра оперного пения, музыканты из Большого театра, Владимир Васильев и Екатерина Максимова, режиссер Юлий Гусман, певица Жанна Агузарова, писатели Дмитрий Пригов и Игорь Иртеньев, художники Андрей Бильжо, Олег Кулик, Константин Батынков и другие. Афиша смотра включает экспозицию "Арт-Коктебель", моноспектакли, концерты, творческие встречи и даже античный ужин в саду. Да, кстати: в славянской мифологии "куриный бог" - это камень, который вешали в курятник, чтобы отпугнуть кикимор. Так что нечести дорога в Коктебель заказана. Может, еще каких-нибудь лет ...дцать, и Коктебель превратится, как мечтают организаторы фестиваля, в аналог французского Сен-Тропе?


Ю.Ч.


***


Владимир Меньшов, режиссер:


-Я ИСПЫТАЛ НАСТОЯЩЕЕ КУЛЬТУРное потрясение, попав на "Пьесу без слов" Мэтью Боурна, которую показывали в рамках VI Международного театрального фестиваля имени Чехова. Невероятно талантливый британский режиссер Боурн уже давно занимается поиском новых форм, его эксперименты известны во всем мире. Я был действительно ошарашен - в этом спектакле Боурн объединил все известные виды театрального искусства. Получилось ярко, талантливо и остроумно.


Но еще сильнее меня удивили наши СМИ, особенно печатные. Они вяло, если не сказать пренебрежительно, отреагировали на спектакль. При этом могу себе представить алгоритм действия наших "профессиональных критиков": залезли в Интернет и скачали самые одиозные заметки британских критиков. Правда, большинство английских рецензий завязано на каких-то околотеатральных делах, мелких гомосексуальных, если угодно, разборках. И у нас нынче скандальные темы, не имеющие отношения к искусству, пользуются невероятной популярностью.


"Пьеса без слов" - это, пожалуй, единственное светлое впечатление последнего времени... Хотя нет, вот еще с удовольствием пересмотрел по телевидению "Крестного отца" Копполы. Был очень удивлен тому, что фильму уже несколько десятков лет, а он ни на йоту не потерял своей актуальности.


***


"Итоги" представляют


Красивые и знаменитые


Театр имени Гоголя возрождает традицию творческих встреч. "Красивые вечера у Гоголя" будут проходить по четвергам. Сначала пришедшие на встречу получат возможность задать герою вопросы (как устно, так и письменно), а затем "интересные люди" дадут концерт. 31 августа на сцене сам Андрей Макаревич и его "Оркестр креольского танго". А впоследствии на "Красивых вечерах" появятся Саша Васильев, Петр Мамонов, Big Band Игоря Бутмана и Ирина Богушевская.


"Жук" с характером


Режиссер Анджела Робинсон начинала карьеру с короткометражной ленты "Чикула: вампир-подросток" о юной кровососущей лесбиянке, но затем ее увлек семейный кинематограф ("Шпионки"). Новая картина Робинсон "Сумасшедшие гонки" с бюджетом в 50 миллионов долларов повествует о девушке Мэгги (Линдсей Логан), которая мечтает стать гонщицей NASCAR. Однако ее отец (Майкл Китон) прочит дочери будущее тележурналистки и вручает в подарок маленький ржавенький "Фольксваген-Жук". Правда, обычный с виду "жучок" оказывается с норовом... В прокате с 25 августа.


Внеклассное пение


В новом фильме французского продюсера и режиссера Кристофа Барратье "Хористы" снялся самый богатый актер Франции Жерар Жуньо. Приземистый, упитанный и добродушный Жуньо играет роль учителя музыки в школе для трудновоспитуемых подростков. Он зачисляет самых безнадежных и испорченных учеников в новый хор, и, к удивлению директората, дети проникаются любовью к музыке. Арт-хаусная лента в московском прокате с 25 августа.


Не пусто, а густо


Организаторы IV уличного фестиваля видеоарта "Пусто" уже не первый год борются за расширение пространства современного искусства. "Мы работаем с видеоартом, самым легко переносимым в городскую среду жанром. Форма проведения фестиваля - показ видеоарта на пустых стенах домов - новый формат для российского культурного пространства", - утверждают организаторы. В программе "Пусто 2005", проходящего на территории АртСтрелки (Берсеневская наб., территория фабрики "Красный Октябрь") с 25 по 28 августа, будут представлены работы Олега Кулика, Владика Мамышева-Монро, Андрея Бартенева, Саши Шабурова - Вячеслава Мизина и многих других.


Похороны с музыкой


Знаменитые финские металлисты группы Sentenced прощаются со сценой. Нынешний "Похоронный тур" (Funeral tour) - их последняя концертная кругосветка. Слава богу, что на этот раз финны заедут и в Россию. 27 августа российские фанаты легендарных dеаth-меланхоликов от музыки соберутся в ДК имени Горбунова для того, чтобы "проститься" с Sentenced. Музыканты обещают отыграть большую программу, в которую войдут чуть ли не все их знаменитые хиты.


***


Искали женщину...


Театр Гоголя открыл юбилейный сезон премьерой "Утомленной счастьем" Франсуазы Дорен


СКАЖЕМ ПРЯМО, ДЛЯ СОЛИДНОГО юбиляра, 80-летие все же, начало неожиданное. Вполне легкомысленная французская пьеска, ставшая первой премьерой сезона, это как раз то самое, что в праздничном меню обычно предлагают на десерт. Однако в театре рассудили иначе: уже идут репетиции "Веера леди Уиндермир" Оскара Уайльда со Светланой Брагарник в главной роли, затем покажут "Бешеные деньги" Островского, выведя на сцену дебютантов, то есть театральную смену, и под занавес подадут "горячее" - пьесу о жизни философа Дени Дидро с манящим названием "Распутник".


"Утомленную счастьем" поставил художественный руководитель театра Сергей Яшин. В его длинном послужном списке много спектаклей удачных и неудачных, но все делались, что называется, с серьезными намерениями. Возможно, серьезность его на сей раз и подвела. Вообще эти французские бульварные штучки, как, впрочем, и бродвейские, очень коварны. Кажется, нам - с нашей школой, нашим Станиславским и т. д. - они на один зуб. АН нет, многие уже о них целые челюсти поломали. Не даются. Легкости не хватает. Видно, "шик, блеск, красота" только на первый взгляд тру-ля-ля, а для них нужны и своя школа, и свое мастерство, и свой театральный жест... Шаг в сторону - пошлость, шаг в другую - скука. Гоголевцы вместе с Франсуазой Дорен застряли где-то посредине: пошловато, но не скабрезно, местами нудно, но заснуть не дадут.


Для театрально мертвого августа публики в жаркий премьерный день собралось немало, и сидела она до победного конца. Молодцом держались и актеры. В поту, путая иногда текст, но в гриме и ярком сценическом оперении они выглядели вполне завлекательно -уверенную руку приложила здесь бессменный художник театра Елена Качелаева. Прибавьте сюда "мелодии и ритмы зарубежной эстрады" (один Синатра чего стоит! ), разныетанцы-обжиманцы, впечатляющий антураж из гигантских баночек, скляночек и сексуального дивана в форме пунцовых губ (перед нами апартаменты хозяйки косметической фирмы). И - успех, казалось бы, был уже в шляпе: в смысле, даешь, "тчьерт побьери"! АН нет! Ничуть не бывало. Игривые французские штучки незамурлыкали, не защебетали здесь хором, словно гири повисли в спектакле игривые французские штучки. А от завлекательного Парижа остались только выдохшиеся флаконы... Что не заладилось? В чем закавыка? Режиссер намекал в интервью, что нас ждет детективная интрига, но на сцене она не просматривалась. А может, не разгадали характер главной героини - фантазерки, провокаторши и деловой женщины? Богатая, беззаботная Ноэль Альбан - своеобразная мазохистка, одержимая странноватой "теорией компенсации", по которой за счастье надо обязательно платить несчастьем, и поэтому, как бы опережая большие беды, пытается откупиться от судьбы маленькими лишениями. Однако при этом все никак не может решить, что принести в жертву - очередного нарисовавшегося "амишку" или драгоценности. Как и полагается, "искали женщину", да, кажется, нашли не ту. Эффектная, очаровательная Ольга Науменко (зрители помнят ее по рязановской "Иронии судьбы") парадоксальность своей героини вымучивает. И потому вся любовная интрига приобретает надуманный характер. И ей, и ее партнерам - Андрею Андрееву и Владимиру Прянчину - не удалось превратиться в куртуазных французов. Вместо вожделенного брио на сцене в избытке мышечные усилия, очень добросовестные, но довольно бессмысленные. Сплошной "театр мимики и жеста".


Елена Сизенко