Гастроли. В Москве в рамках юбилея "Золотой маски" прошли гастроли театра DEREVO (Санкт-Петербург - Дрезден). Постановка Антона Адасинского "Красная зона" вызывает гамму самых противоречивых чувств.
Представление начинается еще у входа в новое здание Театра Луны: листы с надписью "Вы опоздали, зрители в зал не допускаются" поначалу сбивают с толку пришедших в последние десять минут театралов. С опаской они все же проникают в фойе и натыкаются на перетекающие (по-другому не скажешь) мертвенно-белые, связанные друг с другом запястьями фигуры, которые падают, перекатываются, переливаются в какие-то невообразимые формы, надвигаясь почти угрожающе. В зрительном зале снова сюрприз: время до начала действия настолько "скрашивает" карябающий, нервирующий скрежет, что начинаешь более внимательно относиться к предупреждению в программке: "Красная зона" -"спектакль, выросший из годовой ежедневной и еженощной работы на тему "почему мы не любим театр"". Неужели они не любят и зрителя? - недоуменно вопрошаешь себя в начале действа: какие-то клоунады, дуэли на палках, игра на барабане вешалками, стриптиз в семейных трусах - театр абсурда, которого не ждешь, которого не желаешь. Но вдруг все гаснет, и начинается оно...
Это сложно определить словами, сложно удержать в ладонях и почти невозможно логически осознать. Вспыхивающие в темноте образы: человек, свернувшийся на полу в позе зародыша, и луч прожектора -пуповина, тянущаяся с потолка.
Мрак. Две сияющие, медленно приближающиеся друг к другу фигуры, между которыми, словно по прочерченной линии, летает шар. Снова мрак. Странные бритоголовые существа, более всего напоминающие инопланетных пришельцев или ожившие, корчащиеся обрубки магического дерева.Белесые, изогнутые, извернутые, ползущие, бьющиеся в судорогах и бьющие друг друга, эти кажущиеся бесполыми создания возникают в столпах света или в секундной вспышке молнии, чтобы потонуть во всепоглощающей бездне идеального черного...
Театр DEREVO возник в 1988-м в Ленинграде по инициативе бывшего коллеги Вячеслава Полунина, "лицедея" Антона Адасинского, и довольно скоро стал европейским театром: в 1992-м уехал в Прагу, мигрировал по Европе, пока в 1997 году не осел окончательно в Дрездене. Сами "деревянные солдатики" - Антон Адасин-ский, Татьяна Хабарова, Елена Яровая, Алексей Меркушев и Дмитрий Тюльпанов, побывавшие, кажется, почти на всех крупных международных театральных фестивалях, соединяют в своем творчестве и школу театра абсурда, и элементы японского театра Буто, и полунинскую эстетику: гремучая и яркая смесь. "Красная зона" -один из первых спектаклей театра: к тому времени, как в 1997 году он получил на фестивале в Эдинбурге приз Total Theatre Award за самую новаторскую постановку, ему уже исполнилось 10 лет. Однако с тех пор спектакль не играли нигде и в Москву на "Золотую маску" привезли "в первом составе и в последний раз".
Образы Антона Адасинского порой кажутся несвязными -просто нанизываются один на другой. Фантазии режиссера причудливы, за метаморфозами движущихся фигур следишь с замиранием, но порой очень силишься понять, какой скрытый смысл они в себе несут, пытаешься расшифровать - и теряешься в догадках. Упорным дятлом стучит в голове вопрос: что такое "Красная зона"? Что она? Что?
...Это утроба матери, это зарождающаяся человечья жизнь, это проецируемые на стену красно-зеленые тени - шевеление плода, видимое при УЗИ. Или алые всполохи, прорезывающие темноту - заревом ли пожара, вспышками ли беспричинного насилия - болью и кровью человеческого существа. Или вклинивающийся отточенным лезвием, распиливающий сознание на части острый, пронзительный звук, который шевелится внутри ощущением грядущей беды. Это мир тотального одиночества, разбитого - по-настоящему, с разливающейся по сцене слизкой жидкостью - сердца, это мир, при взгляде на который порой так хочется по-вознесенски воскликнуть: "Мама, роди меня обратно!"