Главная >> 5 >> 18 >> 3

Творение без творца

Гастроли балета Биаррица на Чеховском фестивале


Труппа "Балет Биаррица" привезла в Москву два спектакля. Один только что прошел. Второй вот-вот будет - под названием "Кровь звезд". Опус про кровь - явно концептуальный: иначе зачем было постановщику Тьерри Маландену соединять в партитуре Малера и Минкуса (того самого, что написал музыку к "Дон Кихоту") и брать за основу греческий миф о нимфе Каллисто, которая забеременела от Зевса против воли ревнивой Зевсовой жены Геры, а по ходу действия "превратилась в Большую Медведицу, неустанно вращающуюся вокруг Полярной звезды".


Пока, после первого балета, ясно одно - Маланден, глава балета Биаррица, на мелочи не разменивается. Если уж ставит балет "с размышлением", то под Бетховена и с названием "Творение". В основу французский хореограф кладет, по его собственным словам, одновременно и Библию (книгу Бытия), "и процесс создания спектакля". А заодно историю танца вкупе с историей балетного костюма: как дамы (у Маландена еще и мужчины) сначала танцевали в кринолинах, потом перешли на романтические тюлевые тюники, еще позже влезли в академические твердые пачки, а ближе к нашим дням раскрепостились. Надели легкомысленные хитончики а-ля древний грек, а потом и вовсе тугое трико телесного цвета, имитирующее обнаженность. По ходу спектакля Каин убивает Авеля мощным апперкотом, а вытянутые в струнку ноги все время сменяются косолапым переваливанием с пятки на носок - точь-в-точь как походка семерых диснеевских гномиков из "Белоснежки", когда они бредут гуськом и хором поют "с работы мы идем". Впрочем, такие ноги, как у маланденовских танцовщиков, и надо использовать косолапо. Потому что большая проблема - вытянуть столь небалетные по формам конечности.


Нельзя упрекнуть хореографа в невнимании к великой музыке Бетховена. Он ни на минуту не оставляет ее в покое, отанцовывая буквально каждый такт. Иной раз так и хочется пластической паузы, но Маланден - ни в какую. Ему нужно еще раз отметить эмоции партитуры вздыбленными руками исполнителей, столкнуть в хореографии грацию повадок хомо сапиенс и кривляния его обезьяньего предка, дать стимул к прыжку танцовщика через его отталкивание от зада партнера, а главное - расчетливо и, что называется, с холодным носом проследить эволюцию балета от хореографа Новерра (восемнадцатый век) до хореографа Бежара (вторая половина века двадцатого).


Сухой рационализм спектакля Маландену не удается замаскировать патетикой Бетховена и танцами "унисекс". Не очень получается и решение самому себе поставленной задачи - сделать так, чтобы каждое танцевальное па воспринималось и всерьез, и как пародия на себя. Спектакль, показанный в Театре Моссовета, скорее похож на бухгалтерский учет истории танца: в ней было вот это, это и еще это. Оттого час десять минут балета показались тремя часами. Впрочем, Маланден, кажется, именно этого и хотел - сделать спектакль о вечности.