Балетные номинации фестиваля "Золотая маска"
Хотя театральный фестиваль "Золотая маска" откроется лишь в конце марта, Новосибирский театр оперы и балета не только поучаствовал в праздновании десятилетия "Маски", но и досрочно открыл программу балетных номинаций. Впрочем, и оперную часть гастролей пропустить было нельзя - сибирская опера "Жизнь с идиотом" выдвинута на "Маску" по шести номинациям: как лучший спектакль с лучшей сценографией (Давид Боровский), поставленный лучшим режиссером Генрихом Барановским из Польши и спетый на отлично по крайней мере тремя солистами: Александром Лебедевым (персонаж по имени Я), Ольгой Колобовой (Жена) и Фаритом Хусаиновым (идиот Вова, вокальная партия которого состоит из одного слова "Эх!"). Не каждый день в столице можно увидеть спектакль высокого европейского уровня с музыкой Альфреда Шнитке и с либретто Виктора Ерофеева, придумавших сюрреалистический памфлет с погружением в бездонные глубины "совкового" подсознания, от откровений которого половина зала стонет от восторга, а половина кричит "Позор!".
Новосибирские гастроли на Новой сцене Большого театра были похожи на крутой вираж: начав суперсовременным оперным проектом, завершились двумя реконструкциями старинных балетов XIX века. "Коппелия" гостевала в Москве как лауреатка "Маски" прошлых лет, "Дон Кихот" принял участие как номинант нынешнего сезона. Петербуржец Сергей Вихарев, известный за пределами Мариинского театра своими "Спящей красавицей" и "Баядеркой", а-ля "как это было в старину", трудится и главным балетмейстером в Новосибирске. К версии "Дон Кихота", ныне исполняемой в Петербурге, Вихарев присовокупил хорошо завуалированную под XIX век вариацию Федора Лопухова из века двадцатого и честно восстановил многие утерянные потомками детали оригинального спектакля Мариуса Петипа 1869 года. Искрометная комедия приключений сибирского... извините, испанского цирюльника Базиля и его девушки Китри имеет большие шансы на победу. Исполнительница партии Китри Анна Жарова (номинант на лучшую женскую роль) совершила маленький подвиг, выйдя на сцену после недавней весьма серьезной болезни и станцевав спектакль тонко и с чувством.
Впрочем, у Жаровой есть весьма сильная соперница - солистка Большого театра Мария Александрова, которую (за роль Классической танцовщицы в балете "Светлый ручей") экспертный совет "Маски" тоже признал заслуживающими права на театральный приз - как и сам балет, хореографа Алексея Ратманского, партнера Александровой Сергея Филина, танцующего в женском "сильфидном" платье и на пуантах, и Геннадия Янина, не менее уморительного в небольшой роли Гармониста"ницшеанца". Юмор, всегда присущий Ратманскому, нашел чрезвычайно благодатную почву в обращении к сатирико-лирической музыке Шостаковича, написанной молодым композитором на либретто о празднике урожая в передовом кубанском колхозе.
Новосибирскому и московскому балету дышат в спину как балет из Перми, тамошняя постановка спектакля Баланчина -"Балет империаль", так и петербургская - силами балетного Театра консерватории - реконструкция спектакля 1922 года "Величие мироздания", известного также как "Танцсимфония".
К вопросу о балетмейстерском кризисе в России: из четырех номинантов в балете лишь один кандидат на "Маску" - новый спектакль, а не реконструкция старого балета или маститый гость из-за границы.