Главная >> 5 >> 18 >> 3

Восьмая пара крылышек

Перед церемонией закрытия VIII фестиваля "Театральная весна-2004" кто-то оставил в зале Театра оперы и балета белые тапочки и рассыпанную мелочь. Случайность это была или какая-то неизвестная счастливая примета, но из семи номинаций на приз "Вдохновение" наш ведущий музыкальный театр победил в двух: Максим Мельников получил "крылышки" за лучшую мужскую роль - партию Зигфрида в "Лебедином озере", а обладательницей приза в самой почетной номинации "За честь и достоинство" стала Маргарита Галасеева - ветеран сиены, участвующая во всех постановках театра, кроме разве что балетных.


Театральная весна" - фестиваль-биеннале, и но его условиям профессиональные театры Удмуртии должны были представить на суд жюри любую постановку последних двух лет, по своему выбору. За неделю все семь театров показали восемь работ, и оказалось, что у нас нашлось чем поразить даже видавших виды критиков из Москвы. "По стране очень много "мертвых" театров, - делилась впечатлениями критик Ирина Мягкова, - а здесь есть жизнь, надежда, рост. Где вы видели, чтобы министр культуры сидела до ночи на обсуждениях спектаклей?!.. Приятно поразило состояние Национального театра. Хотя он тоже живет в сложных материальных условиях, мы увидели полноценную постановку. И неожиданностью стало существование театра "Молодой человек" с" студенческой публикой Хотя спектакль "Бесы" еще сырой, у актеров проблемы со сценической речью и дикцией вообще, ж публика - молодая! - сидит и внимательно смотрит. А ведь спектакль преимущественно текстовой, в нем нет никакого экшна!"


Тем не менее именно из-за "сырости" постановка "Молодого человека" пролетела мимо награждения за актерскую и режиссерскую работу (несмотря на отмеченный жюри профессионализм Евгения Столова). Возможно, если бы фестиваль состоялся двумя месяцами позже, "Бесы" могли бы рассчитывать на большее, а так "крылышки" достались только художнику-постановщику, но недостаток "свежей крови", молодых сил уже отчетливо чувствуется. Усталость и самоуспокоенность простительны столичным театрам, замученным режиссерскими изысками и снобизмом пресыщенной публики, а "короленковцам" творческая встряска просто необходима. Иначе и через два года призы уйдут к коллегам, как сейчас: лучшая женская роль - Арина Родионовна в спектакле Театра кукол "Поэт" (артистка Вера Кузнецова), лучший спектакль - водевили "Дочь русского актера" и "Беда от нежного сердца", поставленные Национальным театром (неожиданное дополнение к призу - 50 тысяч рублей от Министерства культуры на постановочные расходы, подарок совсем не лишний!). Лучшая режиссерская работа - постановка Дамиром Салимзяновым "Страстей по шуту" в Глазовском муниципальном театре "Парафраз".


Именно сравнение этого спектакля с постановкой "Гений и беспутство" в Русском драматическом театре должно было стать главной интригой фестиваля, поскольку и там, и там драматургическая основа была одна - пьеса Григория Горина "Кин IV". (А если учесть, что показанная Сарапульским драматическим театром "Дорогая Памела" - тоже горинская сценическая редакция, то фестиваль чуть было не стал бенефисом одного драматурга.) Но Горин, создавая "Кина", вероятно, воплощал свое желание если не дружбы, то понимания между человеком власти и человеком искусства. И отношение к толпе, для которой нет большего удовольствия, чем попинать рухнувшего кумира. "Страсти по шугу" немного о другом, поэтому и название другое. Страсти - испытания, которые посылает судьба тому, кто наделен талантом: чем больше дар, тем труднее путь. А шут - это человек, который может позволить себе роскошь говорить правду в лицо королям.


Актеры театра Короленко были замечены на спектакле "Парафраза", но на "разбор полетов" не остались. И зря. Молодая глазовская команда переиграла ижевских мэтров. (Ах, если бы, набирая с возрастом мастерство, актеры могли сохранять свежесть и непосредственность.!) Штампов было меньше, ансамблевой игры больше, мелких находок-изюминок - тоже. Правда, не весь "изюм" был качественным, случались и проскоки мимо вкуса, но... nobody is perfect. И несоответствие актеров возрасту персонажей тоже помехой не стало: чего стоит один Павел Филиппов в роли дряхлого лорда! Или Дмитрий Исаев (не тот, что в "Бедной Насте"!), исполняющий роль самого Кина. Или Евгений Иванов (король Георг) - ныне победитель в номинации "Надежда" за лучший дебют. А в умении войти в контакт с залом глазовчанам вообще не было равных, что и закономерно: у себя дома они играют в зале на 50 мест, практически глаза в глаза со зрителями.


Устроителям фестиваля пришлось сверх программы подготовить еще один приз, так как Союз театральных деятелей предложил восьмую номинацию - "За самоотверженное служение театральному искусству". И здесь был единственный претендент - директор Сарапульского театра Тамара Пулакова. И было за что. Сарапул для свежего человека предстает лежащим в мерзости запустения: чуть ли не полгорода заколоченных и разрушающихся домов, в том числе исторических. Поэтому, кстати, "Дорогая Памела" - спектакль о старушке, промышляющей на помойках - почти вид из окна: каждое утро мимо театра тянется вереница бомжей на городскую свалку. И актерам не нужно много фантазии, чтобы сыграть нищету, поскольку и сами они живут чуть ли не святым духом.


В этой ситуации директору театра приходится проявлять чудеса находчивости, чтобы поддерживать театр хотя бы в состоянии чистенькой бедности. Но при этом у них своя обожающая публика, способная завалить актеров цветами даже не на премьере - на рядовом спектакле, и фантастическое гостеприимство. Чтобы сами актеры дарили критикам цветы (!!) и грибы домашней сушки (!!!)-да Москве такое никогда даже не приснится!