Главная >> 5 >> 18 >> 3

От суицида до экстаза

В Израиле создают положительный образ страны через танец


Наше всенародное пристрастие к "Лебединому озеру" в Израиле не понимают


Что больше всего впечатляет в Израиле -это отношение государства к культуре. В то время как у нас норовят спихнуть учреждения культуры с госдотаций и сдать памятники архитектуры в частные руки, там тратят большие деньги на знакомство народов мира с достижениями местной культуры. Культурная политика (в отличие от нашей) умна и дальновидна: это кратчайший путь к созданию положительного имиджа страны в глазах иностранцев, не говоря уже о том, какие возможности получает "свое" искусство.


Фестиваль танца International Exposure - одно из крупнейших культурных мероприятий, ежегодно проходящих в Тель-Авиве. В Центре Сузан Делал (городская многофункциональная площадка для танца и театра) в течение пяти дней выступают все сколько-нибудь заметные танцевальные компании Израиля. Посмотреть на них приглашают десятки иностранных гостей - журналистов, критиков, продюсеров и директоров театральных фестивалей. В этом году гостей было 45, а их география простиралась от Чили до Австралии по горизонтали и от Норвегии до Южной Африки по вертикали. Балетный обозреватель "НГ" представлял всю Россию и, сидя на многочисленных просмотрах, мечтал о том, как было бы хорошо устроить нечто подобное и у нас.


Фестиваль хорош демократизмом: здесь всегда можно подойти и поговорить с понравившимся хореографом или танцовщиком, а приглашения приехать и выступить там-то и там-то участники зачастую получали в уютном кафе-променаде, соединяющем два здания центра, или в не менее уютном внутреннем дворике, заросшем пальмами, благо температура в израильском декабре была +20 градусов. Большое количество коллективов-участников - следствие традиционного в Израиле интереса к современному танцу: нашего всенародного пристрастия к "Лебединому озеру" и ему подобным при слабом восприятии современного искусства здесь не очень понимают. (Классическая труппа страны -Израильский балет - в программе не участвовала, но гостей возили на ознакомительную экскурсию в только что построенное специально для компании новое здание. Оказалось, что половина танцовщиков труппы приехали из России. )


Но и без классики посмотреть было на что: в Израиле увлекаются всеми видами движения, с одинаковым интересом занимаясь фламенко, ориентальными танцами, дансом с техникой Марты Грехем и чем-то похожим на контактную импровизацию. Еще чаще все это (и многое другое в придачу) сливается в единое целое под названием "современный танец". Интересных постановок оказалось достаточно много, я увидела по меньшей мере пять хороших работ, пару неплохих и три - с большими "плюсами". При этом удовлетворялись все потребности и вкусы: мне, к примеру, не очень понравился опус под названием "Рождение феникса" (что-то экологически чистое, танцуемое не на сцене, а на сырой земле), а директору фестиваля в Латвии медитативное зрелище пришлось в самый раз, потому что фестиваль этот посвящен "интровертной" музыке и он охотится как раз за такими проектами. Веселое шоу компании "Алюминиум" посвящено металлу, заложенному в названии: чего только не придумали соорудить из фольги и как только не развлекали зрителей ходячие "трубы" , "кольца" и прочие странные существа! Недавно гастролировавшая в Москве компания "Батшева" показала два спектакля - агрессивную, но однообразную "Тихую деревню" и более удачный "Kamooyot" , что можно перевести как "Множество множеств". Балет "Весна священная" Эмануэля Гата порадовал и любителей Стравинского, и поклонников "латино": ритуальность музыки и либретто обозначилась в ритмах сальсы, а экстаз смешался с суицидом.


Фестиваль на равных представлял часовые спектакли и небольшие номера, среди последних остроумные и неплохо станцованные "Now I want to forget" и "Covariance" - пластическое выяснение семейных и любовных отношений в квартире и на танцплощадке. Лучшим номером в категории "маленьких балетов" стало удивительное "Блаженство" , соло балерины Талии Паз. Мало того, что молодой хореограф Рами Леви поставил ей удачную пластику (некое экзотическое ночное животное, переживающее свою лебединую песню), так еще и исполнительница поразила редкостной гибкостью "бескостной" спины. Впрочем, для солистки Матса Эка (Паз долго работала в труппе знаменитого шведа, именно она танцевала Королеву-Мать в его авангардном "Лебедином озере) такое естественно.


Если б у нас нашлись энтузиасты, пожелавшие привезти спектакль фестивальной программы "What is Good in the Moon" компании "Инбал Пинто" , российская публика смогла бы увидеть замечательную постановку международного уровня. Спектакль "Инбала" , поставленный по стихотворению американского поэта Ленгстона Хьюза, смешно и стильно осмысляет природу всего "южного" , исследуя заодно и феномен полнолуния: нежность ночной прохлады после одуряющей жары, танцующий запах примулы, прогулки под звездами, лунатизм и выморочный курортный флирт. Еще один отличный балет, "Foramen magnum" компании "Киббуц контепорари дане" , будет показан в Москве на февральских гастролях: мультикультурное балетное фэнтези, одетое в очень красивые костюмы: кентавры, валькирии, манерные дамы в турнюрах, надувные полы, на которых танцуют особым способом, и изобретательно отработанный концептуальный лейтмотив предмета (большие деревянные воротники-конструкции на шеях танцовщиков, преображаемые в кресла для отдыха или в сохи древних китайских крестьян).


...Власти Израиля не желают, чтобы образ страны за границей отождествлялся лишь с арабо-израильским конфликтом и взрывами на дорогах. После этой поездки любое шоссе страны вызовет иную ассоциацию. В памяти всплывет эмблема фестиваля - треугольник дорожного знака с танцующей фигуркой.