Главная >> 5 >> 18 >> 3

Кружение сердца

Названы лауреаты премии Станиславского


Именитое жюри под председательством Евгения Миронова назвало имена лауреатов премии Станиславского 2004 года. Среди награжденных Алиса Фрейндлих, ее немецкая коллега Ютта Лампе, драматург Людмила Петрушевская. В честь 10-летнего юбилея премии на сценах Москвы проходит международный театральный фестиваль "Сезон Станиславского", в рамках которого состоится мировая премьера - "Песнь песней" Эймунтаса Някрошюса.


Фестивальную программу составили лучшие московские спектакли прошлого сезона. Но для театралов важна была гастрольная программа. Вряд ли в намерения организаторов входил концептуальный отбор постановок, но три гастрольных хита посвящены "кружению сердца". Тут и любовные похождения Дон Жуана и любовные перипетии Мариво, и спектакль по библейской "Песне песней". Первым было показано "Двойное непостоянство" Пьера Мариво (новосибирский театр "Глобус"), получившее "Золотую маску-2004" как "лучший спектакль малой формы". Пьер Мариво, чей блестящий литературный язык дал название целому стилю красноречия - "мариводаж", - редкий гость на российских подмостках. Дмитрий Черняков нашел удачный сценический эквивалент "лабораторной пьесе", где персонажи ставят увлекательный эксперимент, пытаясь искусственно "заразить любовью". За прозрачным стеклом воссоздан стерильный сказочный двор-аквариум, где Принц влюблен в пастушку Сильвию и хочет отвлечь ее от жениха Арлекина, а придворная дама Фламиния должна увлечь Арлекина, чтобы он позабыл невесту. В размеренный мирок, где все говорят цивилизованным полушепотом, помещены два юных дикаря - с неуклюжими манерами, странными прическами, неадекватным поведением, грубыми голосами. Шаг за шагом их обольщают, приручают, влияют на их тщеславие, льстят их самолюбию, задевают то жалость, то нежность и в конце концов прививают, как заразный вирус, новую любовь. Мариво заканчивает пьесу счастливым финалом соединения двух пар. У Дмитрия Чернякова после удачно проведенного эксперимента авторы полностью теряют интерес к своим подопытным кроликам - Сильвии и Арлекину. Напрасно они мечутся среди чужих и равнодушных людей, напрасно хватают за рукав она - принца, он - Сильвию. Опыт закончен. Деловитые молодые люди разбирают павильон, скатывают ковер, уносят мягкую мебель. И тогда в отчаянии Арлекин запускает башмаком в зрительный зал. Бьется стеклянная перегородка, гаснет свет. Грация шахматной партии с логически просчитанными ходами взрывается этим финальным режиссерским ударом, переводя спектакль в иную смысловую плоскость. Приехал в Москву и лауреат сразу нескольких "Золотых софитов" - "Дон Жуан" Мольера (петербургский Театр им. Комиссаржевской). Болгарский режиссер Александр Морфов добавил к мольеровскому тексту вкрапления из Тирсо де Молина, Байрона, Фриша, а также густо нашпиговал спектакль актерской отсебятиной. Постановка начинается ночной дракой, в которой Дон Жуан вопреки всем правилам и приличиям достает револьвер и убивает соперника (где там шпаге поперек огнестрельного оружия). Потом идет десятиминутная сцена утреннего пробуждения Дон Жуана (один из лучших и наиболее смысловых моментов спектакля). У Дон Жуана - Александра Баргмана с похмелья трещит голова и подкашиваются ноги. Заплетается язык и скачут мысли. Трое слуг шаг за шагом превращают бесчувственное тело в элегантного соблазнителя: стригут ногти, натягивают панталоны, камзол, парик. Дон Жуан, с отвращением глядя в зеркало, сочиняет себе лицо. Утро "соблазнителя" показано жестко, трезво и точно. Кажется, что наконец-то мы увидим Дон Жуана без романтического плаща и позы. Но эту "разоблачительную ноту" режиссер держит недолго, привычно заглушая ее развеселым капустником на темы рыбачьей деревушки, интрижек с сельскими красотками, погонями с переодеваниями, несостоявшейся дуэлью с братьями обманутой доньи Эльвиры.


Александр Баргман решает своего Дон Жуана как мужчину-кокетку, привычно строящего глазки всему, что рядом. Этот "севильский соблазнитель" легкомыслен, глуповат, фатоват. Он легко "играется" в предложенные обстоятельства и непринужденно кокетничает со зрительным залом.


Александр Морфов легко строит спектакль, как конвейер трюков, придумывая все новые "примочки" и забавы. Чего стоит хотя бы гробница командора, над которой возвышается многофигурная скульптурная группа с коленопреклоненными ангелами, голубями, святыми и праведниками. И все эти фигуры - о, ужас! - движутся. Одна кланяется, другая разводит руками, третья кивает головой. Такая гробница - посмертная механическая игрушка. И статуя командора, выписывающая забавный пируэт - часть конструкции. Ближе к финалу режиссер вспоминает о том, что "Дон Жуан" - самая философская комедия Мольера. Ритм замирает, но смысл не появляется. Ради такого пустоватого молодца не стоит мертвым покидать могилы. И вот на помосте напротив Дон Жуана усаживается Командор, а сам соблазнитель печально как заведенный повторяет одну фразу: "Я верую, что дважды два - четыре". И при всем желании большей морали из спектакля Морфова не выжать.


Впереди же главное событие фестиваля - мировая премьера библейской "Песни песней", поставленной Эймунтасом Някрошюсом в вильнюсском театре Meno Fortas.