В театральном мире - разгул фестивалей. Только уж очень ленивый не придумал себе персонального. Почитай, в каждом мало-мальски уважающем себя городе - свой фестивальный парад-алле. И обязательно "международный" для пущей важности. А в Москве так просто фестивальное половодье.
На все не набегаешься, всего не насмотришься. Но есть среди этой ярмарочной пестроты явления действительно серьезные, достойные внимания и поддержки, приносящие пользу как стороне показывающей, так и стороне смотрящей. Один из таких - Фестиваль театров малых городов России.
Зародившийся в 1994 году по инициативе тогдашнего Театра дружбы народов (ныне - Театр наций) и при поддержке Министерства культуры РФ, этот фестиваль в нынешнем году провел пятый смотр спектаклей. И впервые не в Москве, а в Лысьве Пермской области, сравнительно небольшом, но очень театральном городке с прекрасной местной труппой и чрезвычайно взыскательным зрителем. Четыре лучших спектакля были отобраны жюри для показа в Москве: "Гамлет" Шекспира Татарского драматического театра из г. Туймазы Башкирии; "Ромео и Джульетта" Шекспира Лысьвенского театра им. А. Савина (театр носит имя своего замечательного художественного руководителя, многие годы возглавлявшего коллектив и безвременно ушедшего из жизни); "Роман о лисе и винограде" Г. Фигейредо муниципального театра "Парафраз" из г. Глазова; "Козий остров" У. Бетти Орского драматического театра им. А. Пушкина. И надо честно признать, что все четыре спектакля не только достойно поддержали высокую планку фестиваля, но в чем-то и показали пример столице.
Общность спектаклей прежде всего в бережном, уважительном подходе режиссеров к пьесам, избранным не ради самовыражения, трюкачества, погони за быстротечной модой, а во имя приближения классического произведения к нашим дням, к пониманию и принятию общечеловеческих, вечных понятий добра, справедливости, милосердия, любви современным, молодым зрителем. А это возможно только через глубокие человеческие характеры, а не ходульные схемы, карикатурные и уродливые.
"Гамлета" в Татарском театре города Туймазы поставил известный актер и режиссер Олег Ханов. Сам блестящий актер-трагик, он и спектакль выстроил как великую трагедию вечной несовместимости добра и зла, жизни и смерти. Поставил строго, скупо, в декорациях своего всегдашнего единомышленника-художника Тана Еникеева с музыкальным оформлением Азата Латыпова. Здесь много символов и условностей, но все они читаемы и работают на раскрытие сути происходящего. Уже в самом начале, в безмолвном прологе - медленном выходе героев на сцену в закрывающих лица масках, в напряженном движении персонажей навстречу друг другу - ощущение тревоги, настороженности; когда же несколько фигур тоже медленно опустятся на землю, понимаешь: они мертвы. Нас, зрителей, предупредили: мы увидим историю, где лицемерие, коварство попытаются взять верх над честностью и благородством ценой немалых человеческих жизней.
Преобладающие цвета спектакля - белый, серый, черный. Белые и серые подвижные прямоугольники будут образовывать дворцовые залы, коридоры, обращаясь стенами, разделяющими не находящих взаимопонимания людей. В этих стенах будет биться в бессилии против всеобщей глухоты страстный, горячий Гамлет (Фирзат Габидуллин), на каждом своем шагу встречая жестокое, наглое, с самодовольной усмешкой противостояние узурпатора трона Клавдия (Фандил Мухаметдинов). Костюмы стилизованы: искусная смесь татарской национальной одежды с элементами средневековых покроев. Вселенская трагедия, облаченная в привычную для татарского и башкирского зрителя национальную атрибутику.
"Ромео и Джульетту" в Лысьве осуществила постановочная группа из Санкт-Петербурга: режиссер Ольга Ольшанская, художник Борис Рахлин, костюмы Марии Осиповой-Вульф, хореография Владимира Романовского. Отсюда общий образ спектакля - "Шекспир в современной упаковке": декорации -металлические конструкции весьма сложной конфигурации, костюмы - кожа, металл, цепочки, заклепки; стремительность действия, упругость ритмов, реплики - как автоматные очереди. Но при всем том жива любовь Ромео (Михаил Тихомиров) и Джульетты (Елена Елькина), юная, трепетная, достигающая такой силы страсти, что смерть перед ней - ничто. Зато ненависть кланов Монтекки и Капулетти такова, что даже на могиле погибших детей главы родов после вынужденного рукопожатия вновь хватаются за оружие. Уличные схватки с оружием и просто драки родственников и слуг враждующих родов очень похожи на "разборки" современных "братков" и потасовки футбольных фанатов. И это все - на фоне звучания поэтичнейшего перевода трагедии Т. Щепкиной-Куперник. Крутой коктейль, но смотрится с интересом благодаря точным актерским работам. Каждый персонаж - живой характер, и все вместе - слаженный ансамбль. Не случайно Лысьвенский театр - участник многих театральных фестивалей, даже такого престижного, международного, как Авиньонский во Франции.
Известную пьесу Г. Фигейредо "Роман о лисе и винограде" режиссер Дамир Салимзянов поставил в Глазовском театре "Парафраз" в жанре трагифарса со значительным перевесом в сторону комического. Очень скромное оформление в виде свободно движущихся занавесей, пары скамеечек и большой бочки, современные, слегка стилизованные (у женщин) костюмы (художник - Татьяна Гареева, костюмы Татьяны Куприной) - вот и весь зримый ряд спектакля. Все остальное делают актеры. И прежде всего Павел Филиппов в роли богача Ксанфа - мужа очаровательной, своенравной Клеи (Анна Сабурова) и хозяина рабыни-служанки Мели (Любовь Бердова), и только что приобретенного раба Эзопа (Игорь Павлов). Мнящий себя философом Ксанф оказывается в весьма затруднительном положении, когда обнаруживается, что Эзоп, уродливый лицом и телом, куда интереснее хозяина благодаря остроте ума и находчивости. П. Филиппов доходит почти до клоунады в демонстрации легкомысленности и самодовольства Ксанфа, но делает это настолько легко, изящно, заразительно и абсолютно органично, что рождается живой образ этакого Хлестакова без царя в голове, глупого, как пробка, но обаятельного и в сущности довольно милого (за эту роль артист был удостоен специального приза фестиваля). Благодаря такому Ксанфу спектакль воспринимается живо, весело, и даже финальный трагический уход Эзопа из жизни звучит победой духа над телом, а не физическим самоуничтожением человека.
Пьесу У. Бетти "Козий остров" никогда в Москве не играли. А могли бы, будь столичная режиссура любознательней. Это мощнейшая психологическая драма с самым неожиданным, непредсказуемым финалом. И, надо отдать должное артистам Орского театра, они играют ее блестяще - сильно, глубоко, на высочайшей драматической ноте. История женского сообщества -Агата, вдова (Елена Мирошникова), Сильвия, ее дочь (Анна Чебунина), Пиа, золовка (Татьяна Ив-лева), - живущего уже много лет в глуши, одиночестве с единственным полудурком соседом Эдоардо (Александр Кабаев). Неожиданно к женщинам является некий Анджело (Алексей Кизеров), называющий себя близким другом покойного мужа Агаты. Невзрачный, но самоуверенный, явный проходимец, Анджело вскоре подчиняет себе всех трех женщин. Мало того - влюбляет в себя. Мать и дочь становятся соперницами. Напряженность отношений в этом замкнутом женском мирке достигает апогея: в руках Сильвии появился револьвер. Развязку берет на себя Агата. Вместе с Анджело она гибнет под развалинами рухнувшего старого дома, Пиа и Сильвия навсегда покидают страшное место, нареченное в народе "Козьим островом".
Спектакль, поставленный Олегом Прониным в декорациях Дмитрия Дробышева (пластика -Ольга Мыслейко), смотрится на одном дыхании. Великолепно выписанные роли, изобретательно закрученный сюжет, неожиданный финал. Признаюсь честно: позавидовала Орскому театру, имеющему в своем репертуаре такой спектакль. Елена Мирошникова за роль Агаты тоже получила специальный приз фестиваля.
Остается констатировать: театры малых городов России своими спектаклями не только не посрамили провинцию, но кое в чем явили пример - от бережного, уважительного отношения к классике до открытия столичному зрителю пьесы, обойденной московской режиссурой. И в малых городах есть место большому искусству!