Фестивалю и национальной премии "Золотая маска" исполняется 10 лет. 27 марта по традиции начнет работу очередной фестиваль. На этот раз ему предшествует специальная юбилейная программа, которая идет вне конкурса и представляет лучшие достижения российского театра, связанные с именами Б.Эйфмана, Э.Някрошюса, Л.Додина, Е.Гришковца и других. Это своего рода - зеркало, отражающее современный театральный процесс.
Казалось бы, что может быть общего между балетом Эйфмана и постановками Някрошюса? А на самом деле именно они составляют современную картину театра последнего десятилетия, являются желанными гостями авторитетнейших международных фестивалей. Так, свои московские гастроли в рамках театрального фестиваля "Золотая маска" вильнюсский театр завершил спектаклем "Отелло" - знаменитой шекспировской трагедией в постановке Някрошюса. В этой пьесе литовского режиссера интересует не метафизика, которой пропитаны "Гамлет" и "Макбет". В "Отелло" постановщика занимает прежде всего психология персонажей. Страсть, роковая любовь - эти чувства играют человеческой жизнью. Когда смотришь спектакль Някрошюса, перед тобой возникают разные образы, которые несут в себе и страсть Кармен, и самозабвенное чувство Арбенина в "Маскараде", и фатальную любовь Отелло. У режиссера свои понятия и свои средства воспроизведения. Страсть его Отелло, словно морская пучина, готовая поглотить и героя, и его возлюбленную. Любовь Мавра, как море, но жить в этой бушующей стихии невозможно, а погрузиться в нее - блаженство. У режиссера даже один герой настолько выразителен, что его образ вмещает в себе все оттенки любви, которая его ведет по жизни к смерти и гибели.
Предательство, странный монолог, смертельные объятия. Свои ощущения герои выражают с помощью знаковых предметов. В спектакле смерть и вышитый платочек Дездемоны превращаются в большой черный платок с громадными красными розами. Ассоциации, символы, метафоры -вот излюбленный язык режиссера. Режиссер не любит четких определений, детальной проработки образов. Не конкретизирует своих задач: о чем, зачем и почему. Он ищет ходы интересные, театральные и в то же время жизненные. Зрители и артисты заранее знают, что в его спектакле всегда будет и глубина, и острота, и красота. Актеры с удовольствием помогают воспроизведению новаторских идей знаменитого режиссера, понимая, что сыграют великие страсти и этим самым покорят всех, кто придет на спектакль.
Заслуга "Золотой маски" в том, что в смотре всегда участвовали не только академические, но и новаторские коллективы. Я имею в виду не только Эйфмана и Някрошюса. В числе лауреатов ^первой "Маски", например, была постановка В.Фокина "Нумер в гостинице NN", с которой начинался будущий Центр им. Вс. Мейерхольда, именно ее "на ура" приняли зрители. А потом они узнали о постановках Е.Гришковца, о Санкт-Петербургском АХЕ, о театре "Дерево", о Малом драматическом театре Л.Додина, да и о многих других запоминающихся харизматических коллективах.
"Золотая маска" - это не только модель фестиваля. Его структура складывалась десять лет. Премии вручаются тем коллективам, которые обязательно участвуют во всеобщем смотре. Важнейшую роль в структуре "Маски" играет Союз театральных деятелей, который является ее учредителем. Но большую помощь театральному проекту оказывает Министерство культуры РФ. Государство выделяет средства, составляющие 40 процентов бюджета "Маски". 60 процентов - спонсорская поддержка. Поэтому сегодня "Золотая маска" не скрывает свои черты, наоборот, она успешно осуществляет задуманные ранее проекты, открывая зрителям все новые театральные коллективы, которые необходимо видеть и знать.