Главная >> 5 >> 18 >> 11

Злой глаз - друг индейцев

Знаменитый художник и путешественник Джордж Кэтлин утверждал, что по своей сути индейцы - большие дети. В России тысячи последователей индейцев (или индеанистов), они изучают жизнь индейских племен, их законы, обычаи. Кто же тогда они? Большинство из них - взрослые мужчины, средний возраст 30 лет, у многих семьи, любимая работа. Но каждые выходные они собираются вместе. Иногда на таких встречах об индейцах может быть не сказано ни слова, но и так все ясно - они одной крови. В ней течет дух свободы.


В конце 70-х годов, после выхода на экран знаменитого приключенческого фильма "Виннету - вождь апачей", от которого детвора была в совершенном восторге, в каждом дворе появлялись свои апачи, гуроны и делавары. Захватила эта игра и Юрия Котенко. Сейчас ему 44 года. Он ведущий певец и барабанщик единственной в своем роде московской группы "Greengrass


Singers", которая в мае 2000 года была удостоена главного приза Академии индейских искусств "Виннету". Юрий, или Злой Глаз, - один из основателей движения московских индеанистов, а по совместительству - художник и автор научно-популярных книг об индейских племенах. Такой же рассудительный, как киношные индейцы, только с короткими волосами и без курительной трубки.


- А где же знаменитые "индейская коса" и трубка? "Индейская коса" была, но со временем я решил изменить имидж. А о трубке я бы вообще не хотел говорить. У меня их несколько, что с того? Курение как таковое и курение трубки - абсолютно разные вещи. Курение трубки для всех индейцев - торжественный обряд. Дым от нее считался лучшей жертвой Великой Тайне, и, посылая его небу, земле и четырем сторонам света, индеец молился о благоденствии своем и всех близких. Трубка для индейцев священна. Ее хранили в особой сумке, расшитой бисером и окаймленной бахромой, обернутой крашеными иглами дикобраза. Пока у индейца была трубка, ему можно было рассчитывать на помощь высших сил и он всегда имел шанс быть услышанным Великой Тайной. Не случайно у совершившего преступление первым делом отбирали трубку и разбивали ее вдребезги...


- Гуроны, апачи, делавары... Вам когда-нибудь говорили, что вы в детстве не наигрались?


- Наигрался, и достаточно. Все началось в 10 лет, когда прочитал книгу "Ошибка одинокого бизона" Шульца, потом были фильмы про Виннету. С друзьями мы делали луки, томагавки, устраивали настоящие битвы. Однажды по телевизору показали, как индейцы в одной из резерваций захватили поселок белых. Времена были непростые, информации ноль, но мы как могли следили за развитием восстания. По утрам первым делом шли к стендам с утренними газетами и лезвием аккуратно вырезали заметки с новостями из резервации. Гордились. Мы грезили свободой, у нас был свой мир, в котором не было места муштре и обязаловке. Поэтому комсомольские дела нам были неинтересны (я даже в армии в комсомол не вступил). Но время шло, и годам к пятнадцати из всего нашего класса верными своему детскому увлечению остались человека три, не больше, после армии - я один. Именно в армии я нашел единомышленников, таких же, как я, одиночек, но со временем мы объединились. С другими индеанистами "знакомились" через научно-популярные, журналы.


- Вас это не пугало: вам было двадцать с лишним лет, но большую часть вашей жизни "занимали" индейцы?


- Я всегда считал и считаю, что человек должен заниматься тем, что ему интересно. А мне это не перестало быть интересным. У меня взрослый сын, и в детстве я изредка брал его на индейские мероприятия. В доме, естественно, все тоже было пропитано индейским духом, и волей-неволей он рос в этой среде. Мы часто ездили на природу, вместе смотрели фильмы, ему это нравилось. И сейчас он иногда приходит на наши концерты, мы вместе делали мой сайт, записали пару песен. Но делом всей жизни детское увлечение не стало. И слава Богу - не будет повторять моих ошибок. Это затягивает и очень сильно, иногда в ущерб себе: моя семейная жизнь была очень непростой. В 1992 году я отправлялся в Америку на месяц, приехал через год. В итоге семью пришлось строить заново, а когда тебе за тридцать, сделать это непросто. Вот почему за границей индейская культура - это, как правило, семейное увлечение. На традиционные Паувау (наподобие фольклорного фестиваля) ездит несколько поколений индеанистов - от внуков до дедушек, - и обязательно семейные пары. Но там другая жизнь - не такая варварская, как у нас. Для семьи мое увлечение - большая роскошь: все поездки, книжки, бисер, кожа, перья влетают в копеечку.


- Но вы работали консультантом в художественных фильмах "Следопыт", "Волки". Неужели бесплатно?


- Нет, конечно. Главный "денежный" фильм для меня - российско-итальянско-американская лента "Джонатан - друг медведей". Приятно, что удалось получить материальное вознаграждение за свои знания. Как выяснилось, в России таких специалистов единицы, поэтому мое увлечение дорогого стоит. Однако затрат на поиск информации неоспоримо больше.


- К какому из российских национальных меньшинств больше всего близки индейцы? Может, к чукчам?


- По генетическому коду они ближе к народам Сибири - тувинцам, якутам, в меньшей степени - к хакасам, шорцам и бурятам. Одна из бед индейцев - невосприимчивость горячительных напитков. У них нет фермента, расщепляющего алкоголь. Кроме того, у американских индейцев в последнее время появилась еще одна проблема - диабет. Кока-кола, гамбургеры, хот-доги неизменно приводят к излишнему весу, а образ жизни уже не тот, что раньше: индейцы не ведут войн, не ездят на охоту.


- Когда вы писали книги об индейцах, что потребовало от вас наибольших усилий: написать текст или сделать иллюстрации? Где брали информацию?


- Все было легко, по вдохновению. Первую книгу я написал за полгода, последнюю - за три недели, хотя информацию собирал лет десять или двадцать. Из Америки все нормальные люди возвращались нагруженными бытовой техникой, шмотками, а я вез огромные сумки камней, палок, открыток, фотографий и исписанных блокнотов.


- Индейцы сейчас и сто лет назад - сильно изменились?


- Все племена абсолютно разные, как и было всегда. Есть резервации, в которых за сто лет ничего не изменилось. Есть, наоборот, очень шикарные, с великолепными казино, люди процветают. В них развит игорный бизнес, дома сдают в аренду, в общем, проблем нет. Один из таких примеров - резервации семинолов во Флориде, правда, индейцев там только 1%.


Внешне индейцы тоже изменились: одеваются лишь с элементами национальной одежды, боевые рисунки наносят только по праздникам. Пожалуй, что осталось неизмененным, так это дух свободы - они истинные патриоты своей нации и страны. Индейцы участвовали во всех военных кампаниях, и в процентном соотношении к другим нациям их было больше всего. Однако они - единственные, кто не участвовал в формировании американской нации. Они по-прежнему живут сами по себе: у них свое правительство, свой суд, своя полиция. Их решения не может изменить даже Верховный суд США. В начале 60-х годов в штатах пытались отменить резервации, но потом отказались от этой идеи. Сейчас их выживанию и культуре ничего не грозит, национальные традиции сохраняются. Они остались народом в народе, и это всех устраивает.


- Вам никогда не хотелось остаться в резервации насовсем, индейцы близки вам по духу?


- Никогда, у меня здесь работа, родители, сын, здесь моя семья.


- Вы не боитесь, что когда-нибудь истинные индеанисты состарятся и некому будет передавать свои традиции? Согласитесь, у молодежи сейчас другие заботы.


- В наш индейский мир идет постоянный поток молодежи, может быть, чуть меньше, чем в 70 - 80-х годах, но вполне достаточный для пополнения рядов. Так что не такие уж мы "старички". К тому же мы сознательно живем несколько обособленно, "засекречиваем" места своих встреч, чтобы обезопасить себя от всякого рода странных людей. Кому надо, тот нас и так найдет, а искусственно удерживать к себе интерес бессмысленно.