Главная >> 5 >> 18 >> 11

КУЛЬТ ХРОНИКИ В СОБЫТИЯХ И ЛИЦАХ

Джамал Рабаданов Коллаж Егора Сорокина и Гамзата Магомедова


Цыплят, говорят, считают по осени. А вот в среде журналистов подводить итоги принято в канун Нового года. Спортивные обозреватели, например, подсчитывают, сколько раз в этом году нам было стыдно за нашу сборную по футболу, отделы экономики отмечают, что такого сделало наше государство, чтобы еще поглубже забраться в уже привычную трясину. Не мудрствуя лукаво, и отдел культуры газеты «Черновик» решил проследить свою работу за полугодовой период. Итак, события и лица уходящего года в контексте хроники культуры.


ИЮЛЬ


А начиналась культура «Черновика» с «Кинопанорамы» и колонки о чеченском барде Тимуре Муцураеве. Обзор киноиндустрии Махачкалы был привязан к фестивалю «Сталкер», который показал нам хорошее, некоммерческое кино. Мы все-таки подвергли критике документальный фильм директора Дагестанского филиала Союза кинематографистов России Магомеда Сулейманова. Последний, как и следовало ожидать, страшно на нас обиделся и написал ноту протеста, в которой все норовил представить дело так: вам не нравится мой фильм, который посвящен мэру Махачкалы Сайду Амирову, значит, вы критикуете Саида Амирова.


N. В. Минкульт Дагестана не имел к «Сталкеру» никакого отношения.


Что касается Муцураева, то как-то в редакции возник тип с мутной ухмылкой - корреспондент телекомпании Ren-TV. Он все не мог взять в толк, почему запрещенные песни Муцураева свободно продаются «кустарями». Мы соглашались с коллегой в антироссийской направленности творчества чеченского певца, но тут же обращали внимание на его несомненный талант и искренность. «А это в наше попсовое время - дефицит», - говорили мы.


В июле «Черновик» освещал проходивший в селе Хайхи Кулинского района фестиваль лакской песни «Шу-нудаг-2005». Мы восторгались меценатом Омари Каллаевым, немного удивившись тому, что он - сайентолог, и с сомнением смотрели на второго организатора, композитора Ширвани Чапаева, когда тот грозился следующий фестиваль сделать фестивалем горцев всего мира.


N. В. Минкульт не имел к «Шунудагу» никакого отношения.


А еще мы очень жестоко обошлись с поэтессой Космонавткой Алиевой (Исрапиловой). Поводом стало то, что за книгу «Мой путь к Расулу Гамзатову» ей вручили премию Госсовета республики. Поразившись обороту «оледенение человеческих душ достигло такого накала», мы заявили: Космонавтка - гений. Читатели приняли это за чистую монету и звонили с возмущением в редакцию. Был, правда, один человек, позвонивший сказать «спасибо» за колонку о гении Космонавтки - сама Космонавтка. Мы почесали затылок, решили, что шуток нынче народ не понимает и надо исправить ошибку. В следующей колонке шепотом признались: Космонавтка -не та, за кого себя выдает. Чем навлекли на себя' ее праведный гнев.


АВГУСТ


Август, согласно ожиданиям, оказался не самым «культурным» месяцем. Поерничали в колонках над коллективом «ТВ - Махачкала» за его инфантильность и шоуменом Ильясом Ахмедовым за его звездную болезнь. Первый - молчал в тряпочку, второй - хотел было привлечь нас к ответственности через суд, но постепенно передумал.


«Заграница нам поможет» - вспомнилась фраза Остапа Бендера, когда мы узнали, что в турецком городе Ялова проходил Второй международный фестиваль фольклорной музыкально-танцевальной культуры Кавказа. Мы представили читателям мецената Омара Омарова, который организовал участие нашей республики в фестивале лезгинки. И узнали много интересного о турецких дагестанцах, которые, в отличие от нас, хотят сохранить культуру и традиции предков.


N. В. Минкульт не имел к фестивалю никакого отношения.


СЕНТЯБРЬ


В сентябре «Черновик» интервьюировал председателя Союза художников Дагестана Курбанали Магомедова. Спросили, действительно ли он видит только декоративно-прикладное искусство (ответ: ничего подобного!), сколько в Союзе членов (не больше, чем в других Союзах) и зачем проводить выставки художественного примитива (чтобы зарабатывать на аренде выставочного зала).


«Первая галерея» организовала нам почти эксклюзивное интервью с художницей Натали Мали, уроженкой здешних мест и невесткой известного в московской арт-тусовке страны Дмитрия Пригова. В беседе с ней злоупотребляли терминами (например, «дискурс» и «постфеминисгическая рефлексия»), интересовались, что ей здесь в диковинку (оказалось, способность дагестанок публично распекать своих мужей) и спрашивали, каков наш министр культуры (не очень, как выяснилось).


Взбрело в голову сделать интервью с представителем дагестанской эстрады Асланом Гусейновым. Сделали. Поговорили о состоянии поп-музыки, тенденциях ее развития. Зареклись впредь делать интервью с представителями национальной эстрады.


Книгу композитора Мурада Кажлаева мы отметили в колонке. Поглумились над поздравительной экспрессией Фазу Алиевой, дивились привычке композитора все архивировать и погрустили, что того Дагестана с черно-белых фотографий уже не вернешь.


ОКТЯБРЬ


Мы вдруг нашли, что президент Путин в творчестве дагестанских художников очень-очень разный. Рассмотрели на примерах: таланте Анатолия Ягудаева и способностях Анвара Саидова и Магомеда Дибирова.


Выставку неординарного и самобытного Мурада Халилова в «Первой галерее» назвали событием. Поглядели на его кошечек и слоников.


Пришли к выводу, что это если не закат, то, по крайней мере, - сумерки его творчества.


Устами художника Абдулзагира Мусаева рассказали о росписи Успенского кафедрального собора Махачкалы. Вникли в специфику работы и выяснили, что в феврале собору стукнет 100 лет.


НОЯБРЬ.


В ноябре в Махачкалу приехал квартет «Скиф» Астраханской консерватории с музыкой джаз, рок, фолк, кантри и классика. Покорил публику мастерской игрой на русских народных инструментах и оригинальной подачей известных мелодий. А после, в гримерке, «Скиф» расположил к себе непосредственностью в общении. Квартет обещал вернуться и сказал, что не против вплетения в свой репертуар дагестанских мотивов.


N. В. Минкульт не имел к концерту никакого отношения.


Сообщали о новом проекте Лакского театра при спонсорской поддержке Омари Каллаева. Синтез жанров «Солнечный диск» был обращен к древней обрядовой культуре Дагестана. Отметим креатив режиссера Мусы Оздоева и сценариста Аризы Батыровой, поаплодируем модерн-балету Лакского театра. Узнаем о том, что значило в эпоху язычества «ходить козлами» и насколько страшно было горцам морское чудовище Куртма.


N. В. Минкульт имел к проекту отношение, но не финансовое. Поставили под сомнение авторство замминистра Миннаца Сулеймана Хаппалаева по отношению к фотоальбому «Дагестанцы - Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы». До публикации хотели получить комментарии Хаппалаева, но натыкались на его автоответчик. Тогда решили задать вопросы в газете. И тут же замминистра отреагировал: пожурил, что не дозвонились до него, и категорически не согласился с обвинением в плагиате.


ДЕКАБРЬ


С Недели Высокой моды в Москве вернулся дагестанский дизайнер одежды Шамхал Алиханов. Рассказал о своей коллекции «весна-лето» и проиллюстрировал ее. Признался, что на фишке национального мотива не замыкается, но считает ее своим коньком. Скандарбек Тулпаров, объяснивший «Черновику», что театр - это го, что выше пояса, отличился постановкой в Русском театре спектакля «Самоубийцы». А в колонках отличились художники, что творят искусство на обочине массового восприятия. Поводом к этому стала выставка Юсупа Ханмагомедова. Чемпионка мира по боди-арту и визажу 19-летняя Карина Ибрагимова дала нам интервью, в котором рассказала о себе и резко высказалась в адрес организаторов местного конкурса парикмахеров и визажистов, гомосексуалистов-парикмахеров и лично Валентины Мацкевич. Ответ не заставил себя ждать: коллективными усилиями было создано и неоднократно отредактировано опровержение учеников и коллег Мацкевич.


В декабре Международная Лига защиты культуры вдруг обнаружила, что в августовском номере «Черновика» ее называли сектой, спрашивали, при чем здесь культура, и всячески не уважали. Мы опубликовали возмущенное и полное ошибок письмо председателя Л. Кузькиной. Ошибки Кузькина хотела было исправить, но в этом ей было вежливо отказано, за что она предала нас анафеме. А мы к этому привыкли. Сказали на всякий случай «спасибо».


P. S. После прочтения записок на полях должен возникнуть один очень уместный вопрос. Зачем нам Министерство культуры?!