Русские песни любят все, включая президента Путина. Надежда КАДЫШЕВА их поет, а ее супруг и продюсер Александр КОСТЮК - сочиняет. Тандем плодотворный, ниша благодатная. Иногда даже кажется, что начало творческого пути "Золотого кольца" теряется в дымке времен царя Гороха.
Сейчас подуставшая от гастролей певица от интервью воздерживается. Тем не менее Надежда Никитична назначила встречу корреспонденту "Вечерки" в офисе своего театра. Встретила с улыбкой, но... отвечать на вопросы отказалась: "Саша все расскажет". Тогда ваш корреспондент решилась на хитроумный ход и начала беседу с вопросов о сценическом образе певицы. Всем известно трепетное отношение Кадышевой к костюмам. Сработало. Певица моментально включилась в разговор.
Надоели кокошники
- Все привыкли видеть Надежду Кадышеву в кокошниках и расшитых сарафанах. И вдруг вы меняете имидж.
Н.К.: Женщине нужно меняться. Кокошники, если честно, стали надоедать. Сейчас мне делают прически. Изменился дизайн костюма - ушел от фольклора, стал более эстрадным. Теперь я выгляжу более естественно. Хотя костюмы по-прежнему такие же красивые, богатые. Это мой стиль.
- А старые наряды?
Н.К.: Все целы. Вот в этом шкафу (показывает) очень много платьев. Я с ними не расстаюсь, все в прекрасном состоянии, аккуратно поглажены, кокошники завернуты.
А.К.: Мы обязательно откроем музей. Сейчас у Надежды около 50 костюмов.
Н.К: Даже - больше.
- В повседневной жизни, я обратила внимание, вы одеваетесь довольно просто.
Н.К.: В повседневной жизни я одеваюсь современно, как все. Люблю итальянских дизайнеров.
- Я с удивлением узнала о том, что у вас есть награда от американского Диснейленда.
А.К.: Мы были во всех Диснейлендах мира. Кстати, Диснейленд сыграл определенную роль в нашем творчестве. Недавно мы издали детскую книгу. Придумали сказочного персонажа - домовенка Тепу. Он у нас и на концерте появляется.
- Я смотрю, в книге фея, очень похожа на Надежду Никитичну...
А.К: (улыбается) Да-да, это она и есть. Добрая фея Надежда. Прочитаете потом в книжке.
- Америка вам настолько глянулась, что вы решили обвенчаться в Сан-Франциско?
А.К.: Мы были очень популярны в русской общине. И когда наши друзья узнали, что мы не венчаны, очень удивились. Венчал нас Владыка всеамериканский Антоний. Это было в Сан-Франциско, в православном храме.
Н.К. (с оживлением): - Девичник у меня был потрясающий. Все по старинным русским обычаям. Девочки в нарядных сарафанах бегали вокруг меня. Сашу на мальчишник увезли. Когда свадебный букет нам купили за 150 долларов, я испугалась, по тем временам для нас - это целое состояние было.
Нас открыли в Японии
- Вы объездили весь мир. Самое экзотическое место вашего выступления?
А.К.: Боливия, Ла-Пас. Город находится на высоте четырех тысяч метров над уровнем моря, самое высокое место на земле. Это был фестиваль фольклорного искусства.Когда мы приехали на площадку, смотрю, медики стоят с кислородными баллонами. Надежда начала петь, говорит: "Ой, что-то мне дыхания не хватает".
Н.К.: Дышать было трудно. Мы на всякий случай решили сильно не отплясывать. Мне сказали потом: "Вы единственная, кто выдержал". У меня кантилен (звук, певучесть) хороший - это меня и спасло. Президент Боливии Замора потом вручил нам медаль.
- Говорят, у вас свои фан-клубы даже в Японии?
А.К.: Япония - наша любимая страна. "Золотое кольцо" именно в Японии и открыли. Мы ездили туда каждый год, в течение многих лет. У нас там очень много фанов. Ну меньше, конечно, чем у группы "Тату" (смеется).
Н.К.: Когда мы поехали в Японию в первый раз от Госконцерта, нас предупредили, чтобы мы не пугались, поскольку японская публика ведет себя очень сдержанно, это у нас - сразу в пляс. А тут как пошло, поехало. Японки бусы с себя снимали и на сцену выбрасывали!
- Сейчас японской кухней никого не удивишь. А тогда, наверное, боязно было угощаться местными блюдами?
А.К.: Мы из тех артистов, которые ели все. Угощают все-таки, неудобно отказаться. Секрет простой - 50 грамм водочки перед едой, и никакое отравление не грозит. В Японии я напрактиковался. Потом в Бурятии даже свежие мозги ел. Не могу сказать, что всю жизнь мечтал их попробовать. Ситуация так сложилась - меня посадили на лучшее место, вокруг 400 человек сидят, смотрят съест - не съест. Водочки пригубил - и все в порядке.
Н.К: А мне в Бурятии даже голову барана подарили.
Шубы дарили, "Мерседесы" - нет
- За творчеством коллег по фольклорному цеху не следите?
А.К.: Мы фольклором никогда не были вообще. Классическое образование получили. У нас в группе есть синтезатор, мы изначально были эстрадным коллективом. К тому же поем и играем авторскую музыку. Да, мы работаем в жанре фольклора. Но если так рассуждать, у Фреди Меркьюри - тоже народный голос. Надежда - певица со своим ярко выраженным стилем, под нее создан коллектив "Золотое кольцо". И здесь мы не сочетаемся и не соревнуемся ни с кем. У нас есть узнаваемый стиль, и мы его придерживаемся.
- Вы много гастролируете. Как следите за голосом?
Н.К.: Я уже устала. Сейчас, наверное, это наработалось. Но связки болят. К этому привыкаешь. Раньше я часто бегала по врачам-фониаторам - все равно покалывает. Я устраиваю отдых своим связкам. Две недели концертов - потом каникулы. После концертов - домой, в постель. Очень люблю поспать. Сон восстанавливает.
- Сейчас, кстати, модно страховать голос.
Н.К.: (смеется) Ой, нет, этого делать я не буду.
- Я смотрю, в офисе портреты ваши висят, самовары всюду. Это все подарки?
Н.К.: Да, много подарков. Этот портрет девочка вышила, моя поклонница. Год вышивала, представляете? Я ее даже потом на работу взяла. Очень много портретов дарят, но я не люблю их вывешивать. Однажды пришли ко мне домой окна помыть, спрашивают: "А чья это квартира?" Когда узнали, что Надежды Кадышевой, удивились - ни одной фотографии. Не люблю.
А.К.: Еще все почему-то думают, что у нас должны обязательно деревянные ложки висеть; куличи, баранки, гжель. У нас в квартире этого нет. В офисе, вы видите, есть - но в меру.
- Широта русской души всем известна. Как реагируете на особо горячих поклонников, которые преподносят дорогие подарки?
Н.К.: Обычно отказываюсь. Очень много дарят украшений, колец золотых. Один раз золотое колье подарили. Я не брала, но пришлось - обижаются. Шубы дарили.
А.К.: "Мерседесов" никто не дарил.
В Бугульме меня чуть не раздавили
- Говорят, истоки наших талантов в тяжелом детстве.
Н.К.: Я всегда знала, что я буду певицей.
А.К.: У тебя всегда так! Когда она меня встретила в первый раз, ее внутренний голос сказал: он будет моим мужем. Надежда от рождения знает свою программу жизни (смеется).
Н.К.: Может быть, интуиция. В детстве я знала, что буду петь. Мамы рано не стало, у меня была мачеха. И вот я, как сейчас помню, никуда не собиралась и вдруг заявляю сестре: "Я завтра уезжаю в Москву". Три года проработала на фабрике и вдруг поехала в училище поступать. Естественно, не поступила. Голос не поставлен, абсолютно сырой материал. Но меня взяли на подготовительные курсы. За год подготовки я сделала большой скачок. Много работала. Пела постоянно. Надо было вставать в 5 утра, ехать на фабрику, потом - в училище на автобусе и на электричках трястись. Счастье, если удавалось поспать в электричке.
- Родители у вас пели?
Н.К.: Пели хорошо и папа, и мама. Кстати, у меня от природы вокальное дыхание очень хорошее. Помню, педагоги мне говорили, когда петь начинала: "Деточка, ну куда ж вы так тянете?" Мне очень нравилось петь. Все говорили: "Ну, чего Кадышева, она ж из деревни приехала, рот откроет и поет!" На самом деле это был огромный труд, я закрывалась в комнатах: пела, орала, очень хотела научиться. Свою манеру искала, спорила с преподавателем. Народное пение, оно немножко горловое, связки зажимаются. А я хотела петь легко. Всегда говорила, если тебе легко, значит, и людям легко тебя слушать.
- На родине вас принимают, наверное, особенно тепло?
Н.К.: Вы знаете, есть разные города по темпераменту. Когда едешь в Ростов, на юг куда-то -там более эмоциональные люди. Я сама из средней полосы - зимы, холодно, так что я этот народ хорошо чувствую... Вспомнила одну историю. Выступала в Бугульме, на стадионе. А я же росла там. Полгорода знакомых. Как к ним не выйти? Пошла "в народ", вижу, преподавательница моя кричит, руками машет: "Надя, Надя!", соседка, еще кто-то - все в первых рядах. И вот эта толпа на меня начала наседать. Милиционеров мало, они этот поток сдержать не могут. Как меня не раздавили, до сих пор удивляюсь.
Президент был застенчив
- У вас много регалий, званий разных. Какое самое экзотическое?
Н.К.: Я - народная артистка Татарстана. Гордятся мной, потому что я родилась там, и детство прошло в Татарстане. Потом наша семья переехали в село на границе Оренбурга и Самары. Это потом уже все области меня стали делить.
- А самая дорогая награда? Наверное, премия Путина "20 лучших женщин России"?
Н.К: Ой, волновалась, как на экзамене. Специально по этому поводу платье сшила. Было очень торжественно. В Георгиевском зале Кремля. Играл оркестр, и все двадцать женщин пришли такие наряженные... Президент был застенчив, он немного смущался от такого количества дам... А самая дорогая награда для меня - звание заслуженной артистки России. Когда мне его дали, мне было, по-моему, 35 лет. Тогда ведь награждали, когда уже, знаете, за 50. А к материальным ценностям я равнодушна. Я спокойно ко всему отношусь.
- Покорять столицу вы приехали много лет назад. Какие чувства к Москве испытываете?
Н. К.: Когда я сюда приехала, мне было 14 лет. Сейчас у меня такое ощущение, что я здесь родилась. Хотя я все равно осталась очень домашней. Если куда-нибудь уеду - в тишину, меня не хватит и на три дня. Москва - тяжелый город, но он может наградить очень щедро. Александр Иванович Москву просто обожает.
А.К.: Для меня Москва - просто космический город. Потому что все энергетические полюсы проходят через Москву. Если вы у случайного прохожего что-то спросите, он не сразу поймет, что вы к нему обратились. Почему? Потому что человек идет уже с программой. Москва - это такой город, где никто ни на кого не смотрит. Город сильных людей.
- Ваш сын Григорий чем занимается?
Н.К.: Он учится в Университете управления на маркетолога, третий курс. На заочном отделении, потому что мы постоянно на гастролях, нужно, чтобы ребенок был под присмотром.
- Приятно, что ваши песни считают народными?
А.К.: Конечно. Самая высокая награда для композитора - если хотя бы одна его песня стала народной. "Течет ручей" уже лет десять называют народной.
Н.К. (смеется): И не могут убрать из программы...
- Надоело ее петь?
А.К.: Раньше мы ездили на гастроли от Госконцерта, и у нас в репертуаре всегда должны были быть "Калинка-малинка", "Катюша". И вот, когда в шестисотый раз ты ее затягиваешь... Пытаемся убирать многолетние песни - люди обижаются. Говорят: приехали за 200 километров послушать "Ах, судьба, моя судьба". А Надежде не всегда хочется ее петь.
Н.К.: Сложно, много энергии забирает. Надо же все через душу пропустить. Трагедийная песня.
- Русский народ тяготеет все больше к грустным песням?
Н.К.: Женщины - да. Они идут на репертуар, где можно поплакать, пострадать.
А.К.: Самая ранимая нация, самая теплая - русские. Ни в одной стране мира так не сопереживают песне.
***
ДОСЬЕ "ВМ"
Надежда Никитична Кадышева родилась в 1959 году в деревне Горки на "стыке" Самарской и Оренбургской областей и Татарстана. В 14 лет уехала в Подмосковье, в Лобню, где работала на хлопкопрядильной фабрике. В 1968 году поступила в Музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова. Продолжила учебу в Институте им. Гнесиных на кафедре сольного пения. Пела в женском ансамбле "Россияночка". В 1988 году стала вокалисткой ансамбля "Золотое кольцо", основанного ее супругом Александром Костюком. Народная артистка России.