Фестиваль фольклорных театров "Русский остров"
Международный фестиваль фольклорных театров "Русский остров-2005" завершился в столице в минувшие выходные. В течение пяти дней в театральном зале Дома музыки и на сцене Московского государственного историко-этнографического театра звенели бубны, перекликались окарины и жалейки, стучали ложки и тренькали балалайки. Эти музыкальные инструменты прибыли вместе со своими хозяевами - артистами из самых разных уголков России и сопредельных государств. В рамках фестивальной программы прошли выступления Киевского академического театра украинского фольклора "Берегиня", Театра фольклора Республики Коми, Владимирского народного фольклорно-этнографического театра "Кресень" Государственного чукотско-эскимосского ансамбля "Эргырон" и Московского государственного историко-этнографического театра.
Инициатором этого мероприятия можно назвать руководителя Московского историко-этнографического театра Владимира Мизюкова. Именно ему удалось пять лет назад провести первый фольклорный фестиваль с аналогичным названием. Сначала в "Русском острове" принимали участие творческие коллективы из столицы, затем географические рамки расширились. В этом году фестиваль получил статус международного.
По словам одного из членов оргкомитета - Ирины Рабер, префекта Северо-Восточного административного округа Москвы, на территории которого расположен театр Мизюкова, этнографические театры занимают отдельную нишу в современном искусстве, представляя собой уникальное явление на стыке музыки, драматургии, хореографии и других жанров.
Более подробно об этнографических театрах рассказала председатель жюри фестиваля, заведующая сектором фольклора Российского института истории искусств (Санкт-Петербург), кандидат искусствоведения Анна Некрылова. По ее мнению, чистый фольклор не рассчитан на сцену: при переносе обряда на подмостки он выглядит более зрелищным, но при этом теряет свою оригинальность. Однако театр - зачастую единственный способ познакомить молодежь с нематериальным наследием наших предков.
Открытие, равно как и закрытие фестиваля, представляло собой выступление абсолютно всех участников "Русского острова-2005" На сцене театрального зала Московского международного Дома музыки была размещена декорация, изображающая берег реки. Шесть девушек в костюмах русалок-мавок раскинули над сценой голубые полотнища, символизировавшие речные волны.
Первыми на сцену вышли актеры киевского Театра "Берегиня" продемонстрировавшие фрагмент из спектакля "Украинская свадьба" Мелодичные напевы совмещались с дробным постукиванием каблуков, хореографические па чередовались с лихим хороводом вокруг искусственного костра, через который в конце действа начали прыгать жених и невеста.
Затем из-за кулис донеслось заунывное гудение шаманского бубна. Артисты Государственного чукотско-эскимосского ансамбля "Эргырон" плясали в расшитых бисером унтах, подскакивая под потолок на специальной сетке, замаскированной под оленью шкуру.
Мини-спектакль Государственного театра фольклора Республики Коми звучал на родном языке артистов, тогда как подавляющее большинство участников фестиваля использовало русский язык. Притом владимирский коллектив "Кресень" умело вплел в ткань повествования диалектизмы и просторечия. Маленькая сценка шуточное сватовство престарелой бабки к вытащенному из первого ряда зрителю - вызвала в зале дружный хохот.
Последними на сцену вышли подопечные Владимира Мизюкова из Московского государственного историко-этнографического театра. Забавные костюмы, украшенные искусственными цветами, очень органично сочетались с плетеными лаптями. Профессиональные актеры, окончившие пятнадцать лет назад Театральное училище имени Щепкина, провели забавный дивертисмент, вызвавший улыбку у сидящей в зале публики.