Европейские путешественники, посетившие несколько веков назад Дагестан, обратили внимание на красивый и ранее нигде не виданный танец здешних народов, именуемый ими общим названием «лезгинка»...
Уникальна древнейшая культура народов Дагестана. Каждый из ее видов архаичен, высокохудожественен и одновременно удивительно современен, так как питается мощными генетическими запасами и памятью народа. Искусство - это своеобразный язык человеческого общения, и танец в этом смысле является наиболее универсальной и доступной его формой. Тем более, если этот танец - «лезгинка», танец всех народов такой многоликой страны, как Дагестан. Он аккумулирует, отражает и сохраняет в себе все, начиная с прикладного искусства, костюмов и украшений. Здесь легенды, ритуалы и обычаи - рисунок танца, формы движений, особые законы поведения в нем; народная музыка - богатство народных мелодий, музыкальные инструменты, многовековые навыки игры; театр - танец, как часть общего действия, сопряженный с определенными событиями, людьми. И, в конце концов, танец в Дагестане, и особенно «лезгинка», является важнейшим элементом жизненного уклада всех горцев, непревзойденным и до конца нераскрытым феноменом объединения народов.
В каждом этнически обособленном ауле Дагестана и по сей день можно наблюдать особые формы, движения, пластику и мелодику «своего» танца. Мужского, женского, девичьего, детского... И все они остаются яркими
многие другие вопросы и призван решать создаваемый сейчас Музей танца «лезгинка».
ЭТО БУДЕТ НЕ ПРОСТО очередной официальный «очаг культуры». Своим создателям он видится творческим, научно-просветительским центром, вбирающим в себя разнообразные формы деятельности. Главная задача музея - это сохранение, развитие и пропаганда лучших традиций танцевальной культуры «лезгинки».На сегодня главная задача музейщиков - собирательная деятельность. Силами специалистов и профессионалов, энтузиастов и обычных граждан, болеющих душой за свою историю, будет формироваться музей. Собранный материал станет основой не только музейных экспозиций. Главное, что откроется огромная источниковая и историческая база, не тронутая ранее наукой, что повлечет за собой новые исследования и открытия.
И здесь нельзя не сказать о главной движущей силе этого новаторского и интереснейшего проекта - большой семье Омаровых и главного вдохновителя идеи возрождения «лезгинки» Омара Омарова. Сегодня на счету семьи Омаровых три (в 2000, 2001, 2002 годах) конкурса на лучшее исполнение фольклорной «лезгинки», создание Союза хореографов Дагестана. На подходе международный фестиваль фольклорной «лезгинки», который пройдет в Турции. Но, главное, благодаря проявлениями национальных культур. Но по праву общенародным, общенациональным танцем была, есть и будет оставаться «лезгинка». Тем более, что под ее знаменами стоят все горские народы Кавказа - от Грузии до Ичкерии. Ее знают все, ее любят все, ее танцуют все. И ей специально никто никого не обучает. С рождением в человеке, видимо, закладывается ее особый зажигательный, захватывающий ритм, который уже с малых лет выводит человека в круг. Сегодня танец «лезгинка» по праву является визитной карточкой Дагестана, символом мира и открытости людей.
НО ЭТОТ ДАР ПРЕДКОВ нельзя беспощадно эксплуатировать, ничего не давая взамен. Танец как явление и достояние национальной культуры необходимо знать, сохранять и приумножать в поколениях. Сегодня мы видим, как к всеобщей любви к «лезгинке» все больше примешивается некая развязность, легковесность, упрощенность. А ведь всем известно, что «лезгинка» - это не просто танец, а эталон статности, красоты и благородства. Время берет свое - размывается, нивелируется мелодика, упрощаются формы и движения танца, уходит в небытие некая тайна, сокровенность диалога пары - мужчины и женщины. Ведь многие века именно танец, наряду с песней и поэзией, был верной и сокровенной формой объяснения своих чувств.
Как много можно почерпнуть из этого красивого, на первый взгляд доступного и столь заманчивого танца! И чтобы понимать свой родной танец, надо не только любить и танцевать, но и знать его. Знать историю «лезгинки», ее законы и разновидности, кто, как, в чем, где, когда и почему танцевал ее. Какая она? Эти и стараниям энтузиастов, участников конкурса и профессионалов, люди вспомнили, что «лезгинка» - это не только элемент свадебного или семейного торжества, «лезгинка» - это тонкое, сложное искусство, требующее высокой самоотдачи и преданности.
ЧТО ЖЕ ДАСТ ДАГЕСТАНУ еще один музей - музей танца «лезгинка»? Это, прежде всего, развернутая художественно-историческая экспозиция, творческие экспедиции, научные конференции, публикации, обменные проекты, стипендиальный фонд, театрализованные представления, фестивали, конкурсы, создание единого информационно-справочного центра (каталога), издание книг и альбомов о танце...
Здесь мы не будем ни новаторами, ни первооткрывателями. Именно так строят свою работу всемирно известные Музей танго в Аргентине или Музей фламенко в Испании.
И в этом крупномасштабном и долгосрочном проекте может принять участие каждый из вас. Ваше участие - это неоценимая услуга в деле сохранения и приумножения дагестанской культуры.
Качество, время, возраст и количество презентуемых музею экспонатов и материалов не имеют значения и в любом случае представляют огромный интерес. Каждый экспонат займет свое достойное место, а его даритель войдет в историю.
***
фото: