Главная >> 5 >> 18 >> 11

...И ВЛАСТВУЮТ ЧАРУЮЩИЕ ЗВУКИ

Впервые прикоснулся я к творчеству известного инструментального ансамбля «Лель» в знаменитой Черемшанской долине под Хволынском. Тот осенний денек оказался на редкость погожим, и концерт решено было дать под открытым небом, на просторной веранде одного из санаторских корпусов. Предзакатное солнце вызолотило верхушки лип, осин и вязов. Объявили первый номер, и тут откуда-то с высоты, покачиваясь в воздухе, плавно слетел большущий, с мужскую ладонь, лист клена. Ярко-желтый, свеженький, он по случайности опустился на одну из оркестранток, застыл у нее на плече вроде яркого эполета. Улыбнувшись публике, девушка убирать его не стала. Так и покоился он у нее на плече вплоть до окончания концерта...


Помню, тогда каждый из слушателей как бы замер, забыл о присутствии соседа, с которым только что так жарко беседовал, и перенесся в мир своих воспоминаний.


Чарующая, негромкая, с задумчивой грустинкой мелодия тотчас и меня перенесла за околицу нашего села, где со стайкой ровесников шагаем мы в сторону озера, а над нами в выжженном солнцем небе кричит-печалится одинокий чибис.


Но вот музыканты повели другую мелодию - задорную, озорную - и мне увиделся один из окраинных саратовских двориков, а в нем - широкое гуляние, вот-вот появятся смущенные от радости молодые, они тоже вольются в круг танцующих, и веселье продолжится с еще большей удалью и размахом.


В таком же «ключе» продолжалось музыкальное действо и дальше: оно как бы приоткрывало в слушателях их самих, будила память, тревожила думы, а порой увлекала в какие-то неведомые дали. Природа исполнения этого ансамбля, его репертуар, а возможно, даже и сам подбор инструментов каким-то непостижимым образом перекликается с природой личного «я» слушателя.


Вот почему я с волнением стал ходить на концерты этого ансамбля. Знаю о его гастролях теперь практически все. Что однажды на фольклорном фестивале в Дании они произвели такое впечатление, что после фестиваля их тотчас стали зазывать на гастроли в Грецию, Испанию, Италию. Но радость по поводу такого признания сменяет подчас грусть и боль. Это когда талантливых ребят из этого ансамбля переманивают в другие, нередко заморские края. Порой мне не на шутку начинает казаться, что с их уходом игра «Леля» вот-вот померкнет, резко снизит свой уровень, и попросту прекратит свое существование. Но спасибо небесам: я всякий раз ошибаюсь! Еще не оскудела земля российская подлинными талантами, и на место «старичков» является дерзновенная молодежь, вознося славу ансамбля на еще большие высоты.


Вот свежее тому подтверждение: совсем недавно, уже в январе текущего года оказываюсь на концерте «Леля» и вижу состав фактически целиком обновленным. Из семерки прежних асов каким-то чудом уцелел лишь балалаечник Дмитрий Добатовкин. Остальные - сплошь новенькие. Каюсь, сделалось не по себе: совсем ведь юные ребята, любители... Но вдруг они начали исполнять самую настоящую классику: тут и сложнейшие сочинения Антонио Вивальди, и под стать им симфония Йозефа Гайдна, и «Венецианский карнавал» Никколо Паганини. Прежний сплошь «звездный» состав на такие сочинения почти не отваживался. А эти играют - и как! По окончании каждого номера зал рукоплескал им восторженно и бурно.


При близком знакомстве с новичками «Леля» бросается в глаза одна любопытная закономерность: не родители «склоняли» их к занятиям музыкой, а скорее дети тормошили своих пап и мам, чтобы те устроили их в музыкальные школы. И еще: подавляющее большинство новичков - из провинции. Этот факт показался мне весьма примечательным и даже отрадным: серьезной музыкой увлекаются нынче не только в крупных консерваторских центрах, но и в таких «заштатных» городках как Вольск, Аткарск, Урюпинск.


О женской части ансамбля в канун 8 Марта хотелось бы сказать подробней. Уроженка города Балакова Евгения Мельникова превосходно играет на домре альт. Между тем, в свое время семилетнего ребенка огорошили: музыкального слуха нет и в помине, типичное «медведь на ухо наступил». Но как-то услышав ее пение на уроке музыки в общеобразовательной школе преподаватель убедил ее начать учиться игре на баяне. Так Женя и закончила музучилище по двум специальностям сразу: класс баяна и класс домры. А теперь вот Евгения Мельникова покорила еще одну высоту - освоила и домру альт. Вот вам и «медведь на ухо»...


Светлана Грибкова в Саратов приехала из Калуги, где еще семилетним ребенком, услышав игру домры, каким-то глубинным чутьем сразу и безошибочно определила: вот он - мой инструмент! И в выборе своем не ошиблась. Как и в выборе Саратова. Здесь, как она считает, ей «сказочно повезло»! То, что она оказалась в ансамбле, для нее - счастье. По мнению Светланы, нынешний состав «Леля» - это прежде всего очень дружная семья, где любой в минуту трудную готов поддержать друг друга.


Крестным отцом ансамбля и его вдохновенным руководителем со дня создания является Виктор Иванович Егоров. Видели бы вы как он ведет репетиции: может протестующе замахать руками и резко тряхнуть головой, может даже замереть на одной полусогнутой ноге... Ни себе, ни оркестрантам никакой слабинки не позволяет. Наблюдая за такой самоотдачей, ловишь себя на твердом убеждении: пока этот специалист держит руку на пульсе ансамбля, игра «Леля» будет самого высокого уровня, а от его поклонников, как и ныне, и впредь не будет отбоя.