Рубрику ведет протоиерей Николай Доненко
Успение пресвятой богородицы
Через два дня, 28 августа, православные празднуют успение пресвятой Богородицы.
Это последний двунадесятый праздник церковного года. В день Успения Богородицы к Ней чудесным образом, переносимые ангелами, собрались ученики Христовы, проповедовавшие Евангелие в разных концах мира. По Преданию, они погребли Пречистое тело Марии в Гефсимании, у Елеонской горы. Однако,
по Промыслу Божию, в Иерусалиме при этом отсутствовал один из апостолов - Фома. Лишь на третий день, прибыв в Гефсиманию, скорбевший, что не удостоился в последний раз увидеть лицо Приснодевы, Фома просил открыть гроб. Апостолы по общему совету открыли его, но тела Божией Матери в нем не оказалось. Православная Церковь верует, что таким образом Господь открыл апостолам, что Он воскресил Пресвятую Богородицу и взял на Небо с Пречистым телом.
***
Школа психологической культуры
Рубрику ведет психолог Анна Колесниченко
Наказывать или не наказывать?
Меня давно волнует этот вопрос. Если наказывать, то как. А если не наказывать, как справиться с не в меру расшалившимся младшим ребенком, не желающим слушать никаких разумных доводов старших. Надежда Д. Армянск.
Да, для многих родителей это вопрос вопросов: бить или не бить...
Потому что именно «бить» чаще всего подразумевается под наказанием.
Давайте начнем с правил, которые советует усвоить известный врач, психолог Владимир Леви, автор замечательных книг «Искусство быть собой», «Искусство быть другим» и других, которые были не так давно настоящими бестселлерами.
Правил этих семь.
1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.Более того, по идее, наказание должно быть полезным.
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
3. За один раз — одно наказание. Даже если проступков совершено сразу несколько, наказание должно быть суровым, но только одно, за все сразу, а не за каждый. Салат из наказаний — блюдо не для детской души! И еще, наказание — не за счет любви: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было — никогда! Можно отменять только наказание. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда, но сегодня же помог кому-то, защитил слабого... Не мешайте ребенку быть разным.
4. Помните про срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Есть риск внушить маленькому негодяю мысль о возможной безнаказанности? Конечно. Но этот риск не так страшен, как риск задержки душевного развития. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
5. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начать жизнь сначала!
6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
7. Ребенок не должен бояться наказания. Не должен бояться нашего гнева. А должен бояться нашего огорчения.
К этому надо добавить, что нельзя наказывать и ругать в нескольких случаях:
- когда ребенок болен, испытывает какие-то недомогания или еще не совсем оправился после болезни — психика особо уязвима, реакции непредсказуемы;
- когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы;
- сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам) — нужно переждать, когда утихнет острая физическая или душевная боль;
- когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания; когда проявляет неспособность, неловкость, неопытность — короче, во всех случаях, когда что-либо не получается;
- когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;
- когда мы сами не в себе: устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам — в этом состоянии гнев всегда преувеличен.
Наказывая, мы должны помнить о внушаемости ребенка. Одна из нелепых и трагичных, типичных, увы, ошибок: ругая ребенка, утверждать: ты лентяй, трус, бестолочь, негодяй, подлец, изверг...
Мы это внушаем и ребенок верит, что он такой. Такой будет его самооценка. Нельзя в запале выкрикивать: из тебя ничего не выйдет, ты неисправим, тебе одна дорога... Иначе так оно и будет. Нельзя сеять семена внутреннего разлада.
Начатый письмом разговор — долгий, поэтому обдумайте сказанное, поразмыслите. Будет необходимость — продолжим.
***
Выйду за него, не задумываясь...
Это я о парне, с которым встречаюсь. А пишу для Л. М., которая против брака дочери с мужчиной старше ее на пятнадцать лет. Вот моя история.
Поклонников у меня среди ровесников достаточно. Есть с кем в кино сходить, в горы. Но ни один из них не тронул моего сердца. У нас чисто дружеские отношения. Даже подружки не верят: говорят, так не бывает. Глупости это. Бывает, да еще как. Главное ведь, как сам себя поставишь в компании.
С молодым человеком, который мне сейчас очень дорог, мы познакомились совершенно случайно. Я очень торопилась, опаздывала на встречу с друзьями, в маршрутку вскочила чуть ли не на ходу и там обнаружила, что забыла дома кошелек. Было ужасно неудобно, честно сказала об этом водителю и попросила остановиться, чтобы я вышла. Молодой человек, сидевший рядом, протянул водителю деньги, а мне сказал, улыбнувшись: вы же торопитесь, зачем выходить. Я поблагодарила. Конечно, 75 копеек ерунда, я бы и сама так же сделала. Мы вышли на одной остановке и, кивнув друг другу, разошлись в разные стороны. Я даже не запомнила его внешности. А он, как потом оказалось, запомнил. Встретились мы второй раз так же случайно, в маршрутке. Кошелек на этот раз был при мне, я заплатила и стала смотреть в окно. Вдруг сзади меня кто-то тронул за плечо и поздоровался. Я оглянулась: мне улыбался очень симпатичный молодой человек. Ничего не оставалось сделать, как поздороваться. Он, видя мою растерянность, спросил: не узнали? Я кивнула. «Мы познакомились, когда у вас не было денег заплатить за проезд в маршрутке», - сказал он. Тот случай, конечно, помнила. Я снова ехала к друзьям, так что мы опять вышли на одной остановке. На этот раз пошли в одну сторону. Оказалось, он живет в одном доме с моими приятелями, знает их. И я пригласила его на нашу дружескую вечеринку. С этого начались наши встречи. Он пригласил меня в театр, потом в кафе. Мне он был очень симпатичен. Немногословный, обстоятельный, он был совсем не похож на моих сверстников. С ним было намного интереснее. Мне был приятен его голос, его суждения. Словом, я впервые влюбилась. Сначала даже не знала, сколько ему лет. Думала по виду, что 23 или 24. Оказалось — 28. Конечно, меня это смутило сначала — одиннадцать лет разница! Он же совсем взрослый человек, а я девчонка, которой еще только предстоит чего-то достичь в жизни. Зачем я ему? Но порвать наши отношения была не в силах. Все рассказала маме. Она, конечно, не очень-то обрадовалась, но и в обморок падать не стала. Сказала: веди знакомиться. Андрей пришел раз, другой, третий. И мама сказала: решать тебе, слушай свое сердце, но и голову не теряй. А как тут не потерять, если нравится очень? Сердце замирает, когда вижу его. Губы сами в улыбке расплываются.
Знаю, что такого мне больше никогда не встретить: не просто внимательного и заботливого, а оберегающего, вникающего во все проблемы. Он взрослый мужчина, но со мной ведет себя как ровесник. И если он мне сделает предложение, я выйду за него замуж не раздумывая.
Наверное, и ваша дочь любит человека старше себя, а не просто из желания устроить свою жизнь выходит за него замуж. Говорят, сейчас модны браки по расчету. Такое, мол, время. Трудно молодым устроиться, вот и прячутся за спины тех, кто уже достиг чего-то. А те, у кого денежки водятся, меняют жен, как перчатки, заводят длинноногих любовниц из девчонок, едва закончивших школу. Думаю, такое было во все времена, не только в наше. Но нельзя обо всех судить так. Люди разные, ситуации разные. И если кто-то говорит, что не любовь правит миром, значит, ему в жизни не повезло — не любил по-настоящему. Когда чувствуешь, что именно без этого человека жизнь не мила. Мне вот повезло. И вашей дочери, дорогая Л. М., тоже. Я так считаю. Потому что ее начальник обдуманно берет ее в жены. А прежним своим подружкам этого не предлагал. Потому что не было у него чувств к ним. Можно ли его осуждать за это? Может быть. Но и понять можно. Если захотеть. Этого я вам и желаю: чтобы захотели понять. Тогда все наладится в ваших отношениях. И тогда дочь ваша будет по-настоящему счастлива. Да и вы тоже.
Обидно, когда нас, молодых, взрослые считают глупыми, начинают учить на своих примерах. Да так учить, что в конец портятся взаимоотношения. И нет от этого радости ни молодым, ни взрослым. Разве это дело? Марина.