Главная >> 5 >> 16

Путешественник в рок-н-ролл

28 августа Юрий Лоза даст свой традиционный концерт в детском приюте в подмосковной деревне Бывалино


Этого певца и композитора кто-то из музыкальных критиков лет двадцать назад назвал "поющим философом", и прозвище это прижилось. В жесткие рамки нынешней эстрады он никак не вписывается: для любителей бардовской песни слишком музыкален, а для тех, кто слушает попсу и рок, чересчур глубок. Однако поклонников у него немало, да и каждый, думаю, слышал такие его песни, как "На маленьком плоту", "Пой, моя гитара, пой", "Я умею мечтать", "Заповедные места", "Мать пишет". Наш сегодняшний собеседник - он, Юрий ЛОЗА.


- Юрий Эдуардович, многие известные российские музыканты когда-то играли в ресторанах, но практически никто не любит об этом вспоминать. А вы не раз признавались, что у вас хорошая ресторанная свадебно-банкетная школа...


- Надо еще обязательно добавить, что школа еще и армейская, ведь именно в армии я много играл, причем не только на гитаре, и даже руководил художественной самодеятельностью. А вот после демобилизации, вернувшись в Алма-Ату, я действительно почти сразу же устроился в бюро добрых услуг.


- То есть играли на свадьбах и похоронах?


- И на похоронах приходилось... Но не на гитаре, а на альте втором - это такая гнутая трубка, которая используется в духовом оркестре. Чуть позже "пошел на повышение" -стал работать по кабакам, и, наконец, судьба преподнесла подарок - знакомый соблазнил меня поездкой на гастроли в Аркалык и Усть-Каменогорск. В Усть-Каменогорске я и познакомился с руководителем художественной самодеятельности местного Дома культуры металлургов, которого сейчас знают в России все. Звали этого руководителя Бари Алибасов.


- Как он вас отыскал?


- У Бари Каримовича в очередной раз разбежались самодеятельные музыканты, и он остался без коллектива, а мы как раз сидели без работы на репетиционном периоде. Алибасов попросил нас отыграть на танцах. Видимо, на этом концерте я Бари понравился, во всяком случае, он пригласил меня принять участие в поездке по БАМу. Причем пообещал очень неплохие деньги.


- Сразу согласились?


- Что вы, в обещания не поверил и отказался наотрез. Алибасов меня долго уговаривал -три дня мы с ним водочку пили. В итоге уболтал он меня. Правда, мне так и не удалось его убедить назвать группу "Союз" или "Полюс" - Бари настоял-таки на "Интеграле". Веселое было время. Нас никто не контролировал (ну какой с самодеятельности спрос!), вот мы и творили, что хотели. Денег только вот на БАМе совсем не заработали. Уже решили разбегаться, но тут нас пригласили в Саратовскую филармонию. Филармония была дохлой, убитой, с бешеным долгом государству. Зарабатывали мы тогда по одиннадцать рублей за концерт, причем инструменты и аппаратуру покупали себе сами, да еще Алибасов забирал у нас гонорары с каждого десятого концерта "на развитие коллектива"... Кстати, чуть позже в Саратов приехал еще один эстрадный коллектив - "Шестеро молодых". Очень забавный был ансамбль - шестеро парней стояли в ряд и пели комсомольские песни. Одним из них был Коля Расторгуев. А руководил "Молодыми" Александр Аяров, то есть Розенбаум (ему в начале восьмидесятых было запрещено выступать под своей фамилией). В 1983-м я понял, что "Интеграл" перестал развиваться, и решил начать сольную карьеру. Приехал в Москву, снял квартиру, стал пробиваться сам. Сколько я комнат и квартир переменил, уже и сам не вспомню.


- Именно тогда вы и взяли свой псевдоним?


- Какой псевдоним! У меня отец - Эдуард Лоза! Ну какой только бред журналисты сейчас не выдумывают! Вы даже не представляете, сколько авторов в последнее время у песни "Плот" появилось...


- Правда ли, что свой первый альбом "Путешествие в рок-н-ролл" вы записали дома за один день?


Так и есть, но не дома, а в студии у Славы Ангелюка. Причем, сделано это было без всяких наложений, то есть все было сыграно и спето живьем. Славка без моего ведома отдал альбом в самиздат, и уже через пару месяцев он звучал в Москве чуть ли не из всех киосков. Сева Новгородцев тогда большую передачу о нем на Би-би-си сделал. Я же ни копейки за "Путешествие в рок-н-ролл" не получил. Да и позже на своих альбомах много не заработал. Это на Западе исполнители получают большую часть гонораров именно с продажи альбомов, а в России альбомы выпускаются лишь для того, чтобы можно было ездить на гастроли. Вы даже не представляете, сколько я за свою жизнь видел своих пиратских альбомов.


- А вы сейчас часто выступаете?


- Даю пять-восемь концертов в месяц.


- Про гонорары можно не спрашивать?


- Конечно, зато я могу рассказать вам о концертах, которые сам оплачиваю...


- Неужели такое бывает?


- Конечно. Я вот двадцать восьмого августа буду петь, да еще и подарки с собой обязательно привезу.


- Где же это вы выступать будете?


- В подмосковном детском приюте в деревне Бывалино, что в Павлово-Посадском районе по Носовихинскому шоссе. В понедельник вот поеду заказывать им мансардные окна - помещения у детишек явно темноваты.


- Давно вы приюту помогаете?


- Три года назад мы продали свой загородный дом (никак не могли его под себя перестроить) и решили сделать доброе дело. Но хотелось не просто деньги передать в какой-то фонд, а напрямую помочь людям, которым трудно. Я попросил сына, который тогда ходил в воскресную школу, узнать конкретный адрес, он обратился к воспитательнице, а та уже подсказала, где именно находится православный приют.


- Свой первый приезд туда помните?


- Познакомились с батюшкой, поговорили о жизни, сказали, что можем подмогнуть. Спросили, в чем самая большая нужда, это же неправильно - отдать деньги и уехать... Батюшка посетовал, что в окрестностях нет чистой воды, вот мы с приятелем и сделали им скважину. А двадцать восьмого августа приюту исполняется одиннадцать лет, и ребят обязательно надо поздравить.


- В прошлом году на юбилей приезжали?


- А как же! С Колей Трубачом прихватили аппаратуру, устроили праздник. В этом году хотим "Песняров" в Бывалино привезти. Я и своих знакомых к этому делу понемногу подключаю. К примеру, один мой приятель-бизнесмен очень серьезно помогает местному храму, в котором сейчас делается новый иконостас.


- А где ваше любимое место в Подмосковье?


- Это окрестности моей дачи, которая находится на двадцатом километре по Новорижскому шоссе.


- Часто ли вы за город выбираетесь? Что вы на участке выращиваете?


- На даче летом практически живу. Мы оформили газон, посадили деревья. Причем из плодовых только две яблоньки воткнули, а так липы, березы, елки, сосны. В этом году вот сто пятьдесят деревьев из питомника привезли. Все вроде приживается. Я не грибник, не охотник, не рыбак, не огородник, а вот с газонокосилкой или с сучкорезом по участку могу пройтись.


- Кем вы могли бы стать, если не пробились бы на эстраде?


- Да кем угодно! Вы уж спросили бы лучше прямо, не собираюсь ли я заканчивать с концертами. А такие мысли, кстати, есть. Мне всегда было жалко старых артистов, которые ничего другого, как входить на сцену, не умеют делать. Я же совсем недавно закончил Московский экономико-статистический институт, дипломную работу писал по теме "Налоговая система Российской Федерации".


- Неужели новый альбом не пишете?


- А он уже написан! Называется "Запрещенный рок-н-ролл" и состоит в основном из моих старых песен в новых музыкальных обработках.


- Почему ваши песни так редко можно услышать на радио?


- Знаете, я этим вопросом тоже как-то заинтересовался и узнал, что я "лирик", а посему мои песни "не вписываются в формат". "Вписываться" я никуда не собираюсь и продолжаю по-прежнему писать свои песни, которые надо "не танцевать", а слушать. Большинство нынешних хитов живет в мозгу у слушателей, не задевая извилин, а мне такие "опусы" сочинять ну совсем не хочется. Ни за какие деньги.