Прошло почти шестьсот лет с тех пор, как гениальный русский художник Андрей Рублев расписал стены легендарного Успенского кафедрального собора во Владимире, Закончив работу, он, по преданию, признался, что это была его лебединая песня. К счастью, она звучит и по сей день. Но в ней уже отчетливо слышны печальные аккорды.
НА ТЕРРИТОРИИ
Владимирской области насчитывается около 400 памятников истории, культуры и архитектуры России федерального значения. Восемь из них построены из белого камня еще до нашествия полчищ хана Батыя на Русь, то есть в конце XII - начале XIII веков. А в 1992 году они были внесены в список Всемирного наследия. Это Палаты Андрея Боголюбского и храм Покрова на Нерли в Боголюбове, Золотые ворота, Успенский кафедральный и Дмитриевский соборы во Владимире, Рождественский собор в Суздале, Георгиевский собор в городе Юрьев-Польской и церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша Суздальского района. В XII - XIII веках владимирская школа белокаменного зодчества была главенствующей почти на всем пространстве нынешней Центральной России. И этому есть объяснение. В XII веке Северо-Восточная Русь во главе со стольным градом Владимиром стала духовной наследницей Киевской Руси и Византии. На этой громадной по тем временам территории происходило окончательное усвоение христианских традиций в православном выражении и дальнейшее их развитие, в том числе в архитектуре и иконописи. Не случайно и то, что в 1408 году знаменитый Успенский кафедральный собор во Владимире поручили вновь расписать выдающемуся русскому иконописцу Андрею Рублеву. Ничего лучшего до Владимира Мастер не создавал. Здесь в полной мере проявились его качества художника-новатора, развившего и обогатившего христианские традиции церковной живописи. Именно во Владимире он впервые одушетворил библейские образы, наделил их чертами обыкновенных людей, внедрил в настенную живопись новые цветовые решения и достиг абсолютного самовыражения.
И вот уже который год фрески Андрея Рублева находятся в опасности. Местные и центральные СМИ, в том числе и "Парламентская газета", не раз поднимали тревогу по этому поводу. Отмечалось, к примеру, что в храме не соблюдается оптимальный температурно-влажностный режим, во время служб в массовом порядке используются сильно -чадящие стеариновые свечи, плохо работают отопительная и вентиляционная системы, а сами службы при большом скоплении народа проводятся в соборе не только по большим православным праздникам, но и по менее значимым поводам. Все это пагубно влияет на тонкий красочный слой фресок Рублева. За последние 10 - 12 лет пресса много раз обращала внимание церковных и светских властей и на то, что слишком мало средств выделяется на реставрацию как настенной живописи, так и самого кафедрального собора, занесенного в список Всемирного наследия.
Нельзя сказать, что, к примеру, епархиальное управление не прислушивается к мнению общественности, научных работников Владимиро-Суздальского музея-заповедника, специалистов государственного унитарного предприятия (ГУП) "Владспецреставрация". Оно сделало немало, чтобы улучшить микроклимат в храме. Однако говорить о том, что созданы оптимальные условия для дальнейшей расчистки и укрепления фресок Рублева и их сохранности для будущих поколений россиян, пока не приходится.
Недавно директор ГУП "Владспецреставрация", член-корреспондент Академии архитектурного наследия РФ, научный руководитель реставрационных работ в Успенском кафедральном соборе Александр Скворцов показал мне фотографии, на которых запечатлены размытые водой фрагменты гениальных композиций Рублева "Введение во храм" и "Принесение даров", созданных им в верхней части Успенского собора в 1408 году. Как вода могла попасть на стены храма, который по праву называют национальной святыней? Очень просто: через прохудившуюся кровлю. Причем протечки были замечены еще в прошлом году, но ремонт аварийной кровли не завершен до сих пор, так как незначительные средства, выделяемые из федерального бюджета, не позволяют сделать это быстро. Что касается церковной общины, то она в этом деле никакого участия не принимает. И только благодаря настойчивости и активности руководства Владимиро-Суздальского музея-заповедника ремонтные работы не прекращаются.
Впрочем, удивляет не только это. Еще недавно во Владимире всерьез обсуждался план создания дорогостоящей системы подсветки Успенского кафедрального собора в ночное время. Правда, впоследствии здравый смысл возобладал, и вопрос решился в пользу истинных художественных ценностей памятника истории и культуры России. Знаменитый собор, как и храм Покрова на Нерли, расположенный в стороне от большаков, прекрасен сам по себе в любое время года и суток, считают специалисты и искусствоведы. И с таким мнением трудно не согласиться.
Между тем уже ведутся разговоры и о замене металлических полов в Успенском соборе на мраморные. Идея, безусловно, не праздная. Железный пол в стенах древнего храма выглядит чужеродным элементом. Но ее нельзя признать своевременной, если учесть, что средств сейчас не хватает для ремонта кровли собора, а по существу -спасения многострадальных фресок Рублева от неминуемой гибели. А мраморный пол, надо полагать, будет стоить уйму денег, которые, судя по всему, готовы предоставить меценаты.
Горькую усмешку эти планы вызывают еще и потому, что вблизи Соборной площади, где находятся два величайших памятника отечественной истории, культуры и архитектуры - Успенский и Дмитриевский соборы, нет ни одного туалета. А по этому маршруту проходят сотни, если не тысячи владимирцев, гостей города и туристов из многих стран мира. Так, может, следует начать с того, что откладывать на завтра никак нельзя?
Замечено, что, стремясь создать атмосферу благолепия в храмах, в том числе и тех, которые имеют статус памятников старины, мы порой забываем об их истинных и непреходящих ценностях. Возьмем, к примеру, Успенский собор женского Княгинина монастыря, также заложенного на рубеже XII - XIII веков. Пол здесь недавно покрыли гранитом. Меценатам эта работа стоила, безусловно, немалых денег. Однако ни у кого не нашлось ни одного рубля на реставрацию удивительных фресок, созданных в этом храме в 1648 году московскими художниками во главе с Марком Матвеевым. О настенной живописи, в основе которой тоже лежат библейские сюжеты, никто не позаботился, несмотря на то что именно она придает храму истинное благолепие.
- Поэтому профессиональные художники-реставраторы, отдавшие этому делу большую часть своей жизни, уже не удивляются, когда некоторые "доброжелатели" уже открыто говорят: давайте мы распишем вашего Рублева заново. Фрески будут выглядеть намного лучше, чем смотрятся сейчас. Так и говорят: вашего Рублева, - невесело усмехается Александр Скворцов.
Печально, что сейчас такое вполне может случиться если не с Рублевым, то с другими памятниками русского изобразительного искусства и зодчества, у которых появляются новые хозяева. Несколько лет назад Александр Скворцов и известный владимирский художник-реставратор, заслуженный работник культуры России Александр Некрасов обнаружили в суздальском Покровском монастыре чудом сохранившиеся фрески XVI века неизвестного иконописца. Они представляли большую историческую и художественную ценность, поэтому их было решено отреставрировать. Приехав в обитель снова, реставраторы уже не нашли старинную роспись. Вместо нее они увидели свежую, яркую, но бездарную композицию, выполненную каким-то заезжим художником. Уместно напомнить и о том, что некоторые предприниматели, арендующие здания и сооружения, которым присвоен статус памятников, перестраивают их так, что они навсегда теряют свой исторический облик. Если же дело дойдет до массовой приватизации памятников истории, культуры и архитектуры, то эта проблема намного обострится, поскольку старая система охраны памятников уже не работает, а формирование новой еще не закончено, и прежде всего на законодательном уровне. Существенные дополнения к закону об охране памятников истории, культуры и архитектуры, которые бы реально способствовали повышению ответственности не только государственных, но и предпринимательских структур, а также церковных общин за их сохранность, уже сейчас нужны позарез, о чем свидетельствуют приведенные примеры.
Но есть еще один, и тоже весьма красноречивый. За последнее время, по словам Александра Скворцова, от церковных общин Владимирской области в ГУП "Владспецреставрация" не поступило ни одного заказа, несмотря на то, что начиная с 1992 года государство передало им множество храмов, в том числе имеющих статус памятников истории и культуры. Высококлассные специалисты, отлично зарекомендовавшие себя на реставрации владимирских, суздальских и московских соборов, остаются невостребованными. На этом вряд ли стоило акцентировать внимание, если бы снова не появились "новаторы", готовые вновь переписать Рублева и других старых мастеров на свой лад, как это уже не раз случалось с ними в прошлые века. Именно таких борзописцев и их идейных вдохновителей должен остановить усовершенствованный закон.
***
Приятная новость в последний час: из резервного фонда
Президента России на реставрационные работы в Суздале выделено 3, 8 миллиона рублей.
***
ОТ РЕДАКЦИИ
Когда этот материал готовился к печати, во Владимир пришла обнадеживающая весть. По распоряжению Президента России Владимира Путина Федеральному агентству по культуре и кинематографии будет выделено 8 миллионов 200 тысяч рублей на ремонт и реставрацию Рождественского собора в Суздале. Средства предоставляются из резервного фонда Президента РФ.
Еще 3, 8 миллиона рублей будут направлены на реконструкцию церкви Бориса и Глеба в селе Кидекша Суздальского района. Таким образом, государство в лице Президента РФ еще раз подтвердило, что оно было и остается главным гарантом сохранности памятников истории и культуры России федерального и всемирного значения.