Завтра у православных - большой праздник: Преображение Господне. Церковь вспоминает, как две тысячи лет назад Спаситель взошел на гору Фавор и показался ближайшим ученикам в сиянии Своей Божественной Славы.
Меньше недели назад, 14 августа, Церковь отмечала Празднование Всемилостивому Спасу. Это - престольный праздник главной вологодской обители, Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря. Оба они связаны не только тем, что посвящены Спасителю, но и благочестивым обычаем. В эти дни издавна принято освящать урожай. 14 августа в храмы приносят для освящения мед, а 19 - яблоки, отсюда и названия этих праздников: медовый Спас, яблочный Спас...
Эти дни особенно радостны для насельников и прихожан Спасо-Прилуцкого монастыря. Совсем недавно, месяц назад, здесь появился новый образ - икона Божией Матери "Страстная", которую привезли со Святой Горы Афон игумен Дионисий и иеромонах Игнатий. Внешне это событие прошло незамеченным, без парадности и совсем не походило на торжественную, с крестным ходом, встречу образа афонской "Скоропослушницы" в 1910 году. Благоговейно и тихо икону перед богослужением внесли в собор Всемилостивого Спаса и поставили в алтаре.
По монастырскому преданию, "Страстная" икона была моленным келейным образом преподобного Димитрия Прилуцкого. Как монастырская святыня, в киоте, она пребывала перед гробницей святого в нижнем храме Спасского собора. Икона эта, написанная в XVII веке, слава Богу, сохранилась и находится ныне в Вологодском музее-заповеднике.
Путешествуя по Афону в 2000 году, наместник Спасо-Прилуцкого монастыря отец Дионисий в монастыре Кутлумуш увидел икону, подобную прилуцкой, с поясным изображением Богородицы. Божия Матерь держит Младенца Иисуса на руке, близ сердца. Иисус, обернувшись, смотрит на Орудия Страстей - Крест, Копие и Трость в руках Ангела и сжимает двумя руками руку Божией Матери. Икона по-гречески именуется "Фовера Простасия" - "Страшная защита". (Слово "страшный" с церковнославянского языка переводится как внушающий почтение, благоговение; удивительный, чудный). Находится она в приделе Спасо-Преображенского собора.
Эта чудотворная икона чтится покровительницей обители. Первое чудо, которое история приписывает ей, - спасение монастыря в XIII веке. Когда пираты пристали к берегу с целью его ограбить, то он стал невидим в тумане благодаря вмешательству Божией Матери. Братия, слышавшие шум орудий и голоса за стеной обители, с удивлением обнаружили, что пираты отступили, не причинив ей зла. Божия Матерь сделала монастырь невидимым в их глазах.
Позднее древний образ был искусно подновлен. По афонской традиции эта чтимая икона расположена на столпе, помещена в раму с иконными образами Преображения Господа Иисуса Христа и Пророков. Божией Матери в честь этой Ее иконы составлена церковная служба и совершается празднование 19 августа, на Преображение Господне.
В монастырской истории особенными событиями запечатлелся ХIV век, когда основанием духовной жизни в Кутлумуше официально становится исихазм - возродившееся на Афоне учение о явлении божественного света, подобного тому несотворенному свету, который озарил Спасителя на Фаворе. Этот свет можно зримо созерцать и духовно преображаться, то есть достигать обожения человеческого естества. Путь к нему - отшельническая жизнь, безмолвие и "умная" молитва, непрестанное призывание сердцем и умом имени Божия: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".
Схожие черты духовной жизни (стремление к уединению, внутреннее сосредоточение, непрестанная молитва) мы найдем у русских подвижников ХIV-ХV столетий - преподобных Сергия Радонежского, Димитрия Прилуцкого, Кирилла Белозерского, Дионисия Глушицкого.
В ХIV-ХV вв. общение русских с греками совершалось почти непрерывно и непосредственно. Русские люди часто путешествовали на Афон, несмотря на все опасности, ожидавшие путника на дороге. В ХIV веке в Москве постоянно проживали греческие купцы, ремесленники, художники. Здесь частыми гостями были иерархи и монахи, прибывавшие вместе с митрополитами или по особым патриаршим поручениям.
Земных путей, соединявших Русь с греческим Средиземноморьем, было множество. По какому из них привезли икону Божией Матери "Страстная", кто привез - ведомо Богу. Чтимая чудотворная "Страстная" икона Богородицы есть и в православной Руси. Она прославилась в Нижнем Новгороде чудом исцеления болящей Екатерины в XVII веке. Потом ее приносили в Москву, на месте встречи был основан Страстной женский монастырь. Русская Православная Церковь дважды в году совершает празднования в честь этой иконы: в 6-е воскресение по Пасхе и 26 августа.
Название иконы "Страстная" связывают с возникшим в позднем средневековье почитанием Страстей Господних и с деталью иконографии - Орудиями Страстей в руках у Ангелов. Но на гравюрах и в некоторых документах встречается иное, необычное именование таких икон Божией Матери - "Страшная". Быть может, это и есть одно из свидетельств того, что списки с афонской чудотворной иконы были известны на Руси задолго до ХVII века? Известно, что чудотворная "Страстная" икона из московского Страстного монастыря была "греческого письма".
Новый список для Димитриевой Прилуцкой обители писали в Кутлумуше. Монастырь Кутлумуш - греческий, основан в ХI или первой половине ХII века. Это название объясняют по-разному. Предполагают, что основателем обители был выходец из палестинских монастырей, так как на одном из древнеарабских наречий слово "кутлумуш" означает храм Христа Спасителя, Которому и был с самого начала посвящен собор монастыря. Сейчас в братии состоит 30 человек и более 40 проживают на подворьях, принадлежащих монастырю. Каждодневная жизнь монаха заключается в общем служении, в индивидуальной, келейной молитве, в исполнении монастырского послушания и отдыха, которые определяются мерою выносливости каждого монаха. Несут послушание и в иконописной мастерской.
Еще в Кутлумуше говорят, что икона, именуемая по-русски "Страстная", и в наши дни продолжает творить чудеса для тех, кто обращается к Матери Божией с верою и благоговением.
26 августа, в день празднования "Страстной" иконы Божией Матери, в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре по благословению Высокопреосвященнейшего Максимилиана, архиепископа Вологодского и Великоустюжского, впервые будет совершено праздничное богослужение в честь новой иконы Пресвятой Богородицы.
Пресвятая Богородица, спаси нас!