Главная >> 5 >> 16

СПАСИБО ВАМ, АНФИСА ИВАНОВНА!

Мое детство прошло в небольшой деревеньке Бековского района под названием Введенка, которой теперь, к сожалению, нет на карте Пензенской области. Может быть, человеку постороннему наши родные места не приглянулись бы, так как нет здесь поблизости леса, нет и полноводной реки, которые сразу бы притягивали внимание. Но это не относится ни ко мне, ни к моим сверстникам, да и к любому, кто родился и вырос в нашей Введенке. Для нас нет на земле места дороже и милее. Это здесь в нас зародилось чувство любви к Родине, вместе с теплыми летними дождями, ароматом цветущих лугов, с запахом свежевыпеченного хлеба и парного молока. Здесь мы радовались и первому снегу, и весеннему прилету птиц, запаху распустившейся черемухи и сирени. А еще ватагой ходили за ягодами и луговыми опятами, вылавливали руками пескарей в нашей небольшой речушке, предварительно перепрудив ее. И как же при этом были счастливы!


Почти каждое лето я приезжаю в родные места, чтобы пройтись по моей деревне, почувствовать неразрывную связь времен, соприкоснуться с духом моих предков, без чего нельзя крепко стоять на земле. Приезжаю, чтобы вспомнить детство, родителей, односельчан, а заодно заготовить на зиму шиповника да попить родниковой воды.


Вспоминая детские годы, я всегда поражаюсь доброте людей в то время. Детство пришлось на тяжелые послевоенные годы, народ жил очень бедно, достатка не было нив одном доме, даже хлеба не всегда досыта ели. Но если в чьем-то дворе стояла коровка, то дети там голодными никогда не оставались.


На мою долю выпало сиротское детство. Да и коровы у нас не было. Зато ко всем православным праздникам нам несли горшки с молоком со всего села, и случалось, что у нас молока набиралось даже больше, чем у самих владельцев коров. При всех трудностях это было хорошее время - очень человечное, чуткое. Люди делились всем, что имели, мгновенно отзывались на чужую беду, а приходили праздники, так веселились все вместе и от всей души. К тому же год от года жить понемножку становилось легче, и поэтому людей поддерживала надежда и вера в лучшее будущее.


Обращаясь мысленно к детству, я никак не могу не вспомнить свою первую учительницу Анфису Ивановну Прозорову. Жила она при школе, своей семьи не имела, и все свое время, знания и доброту своей чистой души отдавала детям. В то время у нас в деревне не было радио и даже света, и Анфиса Ивановна являлась для нас чуть ли не единственным источником информации, а еще примером скромности и порядочности. И мы, отзывчивые на ее доброту, боготворили свою учительницу. Помню, как-то раз, увидев ее, проходившую мимо нашего дома, я сказала отцу: "Вон Анфиса Ивановна пошли", отец засмеялся в ответ: "Сколько же "их" пошло?" Даже за глаза я не смела назвать свою учительницу на "ты".


И если теперь, по истечении многих лет, мне говорят, что человек я добрый, то я знаю, что в моей душе живет и светит именно частица доброты и света, заложенная с детства моей первой учительницей.