"Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет и нет: известно это, хоть мы признаться не хотим".
(А. Пушкин. "Евгений Онегин".)
Увы, признаемся с грустью, наше северное лето мчится в сапогах-скороходах. Но вроде такое короткое, а как славно поработало! Недаром венец лета, август, в народе именовали густарь-густоед: всего густо, все в изобилии, все созревает в садах, огородах... А на пасеках в воздухе - соблазнительный медовый дух. Недаром август называли - медовый месяц.
И поговорка была: "Богат, как августовский сот". Ибо в начале августа (14 августа нового стиля) в православный праздник первого Спаса (праздник в честь Спасителя) на Руси начинали не только первый посев озимого хлеба, но заламывали медовые соты в ульях.
По народному обычаю, только с первого Спаса, после благословения в церкви, можно было вкушать сие любимое народом древнейшее лакомство. Поэтому праздник назывался "медовый Спас". Но мед правил застолье на августовской скатерти-самобранке и в день второго яблочного Спаса (19 августа нового стиля), и в день третьего -хлебного Спаса (в последние дни августа). Ибо русский народ с незапамятных времен был не только хлебопашцем, но и пчеловодом. А мед был настолько ценен, что им выплачивались дани, подати наравне с хлебным зерном.
На Руси в глубокой древности добыча меда вначале была своего рода разновидностью охоты - лесным промыслом. Сначала в дремучем лесу люди находили деревья с дуплами диких пчел и, как медведи, выгребали мед и воск, разоряя и уничтожая пчелиные гнезда. И только спустя долгое время охотники за пчелами, находя в лесу вековые деревья, дупла которых облюбовали пчелы, делали на стволе зарубку, знак, предупреждающий, что гнездо пчел имеет уже хозяина. Так возникло бортничество. Бортник забирал только часть меда, а другую оставлял на зиму - для жизни пчел. Прошло еще долгое время, прежде чем люди сами научились делать дупла в деревьях и поселять туда пчел. Искусственная борть в глухом лесу выглядела таинственным сооружением, а сами бортники в народе почитались как чародеи.
И служил такой "поднебесный улей" людям более чем полтораста лет. За порчу бортных деревьев или воровство чужого меда, как предусматривалось уложением "Русской правды" Ярослава Мудрого, полагался штраф 1 2 гривен - по тем временам очень большие деньги, на которые можно было купить шесть коров. Так строго охранялось на Руси бортничество! Только в XIV веке появились колоды -обрубки толстых деревьев с выдолбленной сердцевиной. Их стали устанавливать на лесных полянах, где вырубали для этого деревья. С того времени возникло название - пасека - высеченное место, поляна для пчел. Ульи колоды с пчелами уже приближали к жилищу. Для привлечения пчел колоды опрыскивали отваром душистых трав, медом...
Постепенно пчеловоды научились обучать пчел: направлять их посещать и опылять определенные растения. Так возникали традиции пчеловодства. Большим событием в его развитии стало изобретение первого в мире рамочного улья, сделанное в 1814 году русским пчеловодом П. Прокоповичем. Так что место содержания пчел изменилось: рамочные ульи сменили колоды. Кстати, Прокопович был и первооткрывателем тайн пчелиной семьи... Хотя и в XXI веке пчелы, которые появились на земле задолго до человека, являются для ученых и пчеловодов природным феноменом, неразгаданной до сих пор загадкой.
В 1865 году была устроена в Москве, в Измайлове, пасека с рамочными ульями, а еще до этого в 1860 году при Петровской сельскохозяйственной академии в Москве была создана учебная пасека. Большим событием в жизни России стал прошедший в тогдашней столице, Петербурге, в 1891 году первый всероссийский съезд пчеловодов..
Вот коротко о поразительной истории, длившейся в России более тысячелетия: от варварского разорения пчелиных "гнезд" в лесах до бортничества, от первых навыков разведения медоносных пчел до культурного пчеловодства. И до обычного деревенского пчельника, который я увидела в Подмосковье в разгар минувшего июля. Под густыми кронами старых лип стояло два десятка ульев, окрашенных в белый цвет. На фоне зелени это выглядело очень красиво. Но белая окраска, оказывается, была выбрана не случайно. Белый цвет и сохраняет ульи от перегрева, и помогает крылатым труженицам лучше запоминать места своего гнездования.
На пасеке было много цветов. И среди них синие, голубые ... Синий цвет - самый любимый пчелами. Но они любят собирать нектар с гвоздики, смолевки и других красных цветов. Рос здесь и неприхотливый мохнатый пустырник - пчелы любят наведываться и в его цветки. Лучше, когда медоносы находятся ближе к улью или совсем рядом -тогда пчелиная семья заготавливает больше меда...
Пчелы делали приветственные круги над ульями, выбирая направление для полета. Их путь, конечно, - в соседнее поле к наполненным сладким нектаром цветам - медоносам. "Пчела за данью полевой летит из кельи восковой". В воздухе весь день слышалось трудовое гудение пчел, летающих за взятком. Главный взяток - когда благоухает липа. "От липы душистым медом тянет, крылатым кормчим дан сигнал". Среди всех медоносов нашей средней полосы пчеловоды более всего ценят липу. Хотя в Подмосковье пчелиная трудовая страда начинается уже в апреле, когда зацветает ива, первоцветы мать-и-мачеха, ветреница, сон-трава и дарящая мед легендарная медуница... Потом приходит время цветения одуванчиков, клена, черемухи, вишни... Парад уже летнего цветения продолжают малина, кипрей и, как я уже упоминала, красавица нашего северного лета
- липа... Почти все эти растения
- лекарственные.
Представляете, сколько целебной силы вобрал мед, доставляемый нам труженицей - пчелкой. И поговорка была: "Пчела и на человека, и на Бога, и на себя работает". И поэтому на Руси солнечное пчелиное племя почиталось особо. В языческие времена пчелы слыли наделенными нездешней силой насекомыми. В старинных русских сказках звездная россыпь - "золотой рой небесных пчел". Со времени принятия христианства пчелу на Руси стали именовать Божьей угодницей, Божьей работницей.
По одному преданию, пчелы потому "пред Богом святы", что жалили руки бичевавших Христа. И если, как я уже упоминала, для ученых пчелы и до сих пор необычны и загадочны в мире живых существ, то на Руси с древности особо почиталась пчелиная мудрость. А уж сколько поговорок сложено об этом! "Одной пчеле Бог сроду науку открыл!"; "Мала пчелка, а побольше Великого знает"; "Нечего пчелу учить, сама всякого мужика научит".
На Руси в деревнях пчеловоды слыли за ведунов-знахарей. "Пчела и человека умудряет", и действительно, приглядываясь к цветущим травам, излюбленным пчелою, пасечники раскрывали тайны природы, распознавали полезные и вредные растения, их лечебные свойства. И поэтому нередко помогали страждущим от хвори.
Вообще на Руси разведение пчел почиталось как дело, угодное Богу. Но Бог помогает только благочестивым, помнящим отеческие заветы пасечникам. "У праведного рой за роем роится, у грешного и последняя пчелка переводится"; "Пчела на злого хозяина Богу жалуется". Так что по старинному обычаю в день первого медового Спаса (14 августа нового стиля) часть освященного в церкви меда - "новая новина от вешних и летних трудов Божьей работницы" - разделялась между нищей братией.
Возрождающиеся праздники медового, яблочного и хлебного Спаса прошли 15 августа в музее - заповеднике "Коломенское". Но медовый месяц продолжится, ибо здесь, в историческом месте Москвы, с 28 августа по 5 октября пройдет ставшая популярной у москвичей Всероссийская ярмарка меда, которую устраивает Союз пчеловодов России. Так что будет время запастись эликсиром жизни.
Древнейшее лакомство и лекарство впитало в себя весенние запахи первоцветов, аромат цветущей яблони, знойную истому душистых лип... И тем самым сохранило память о минувшем лете. Невольно вспомнилось, что из французского языка в русский пришло название первого месяца после свадьбы - медовый.
Да, лето бежит вприпрыжку навстречу осени. Но впереди у москвичей - медовый месяц.