Главная >> 5 >> 16

Точка зрения

Раздумья "ПОСЛЕ БАЛА"


250 лет со дня рождения великого святого нашей земли - Преподобного Серафима Саровского. Большая дата. Всенародное торжество. Наконец-то, как выразился губернатор Курской области Михайлов, справедливость восторжествовала - мощи святого впервые за сто лет, прошедших со дня его канонизации, привезли на родину - в Курск. Радость великая для курян и для белгородцев тоже - ведь курско-белгородская земля - исторически почти неразрывное целое. И среди паломников, прибывших в Курск в дни торжеств, было немало белгородцев. Праздник... Но почему сейчас, спустя время, невесело и даже горько на душе?


Вглядываюсь в снимки, опубликованные после события в газетах. Огромный собор, огромная площадь перед ним и - пустота на ней. Горстка (в сравнении с огромной пустотой пространства) духовенства. А где же люди, где те православные и просто земляки святого, ради которых он прибыл в Курск? Удивление, больше похожее на шок, вызвали и первые телерепортажи в "новостях": крестный ход с мощами, вступивший на соборную площадь, состоял из духовенства и горстки мирян (даже обычный, местного масштаба, крестный ход в Белгороде, да и в любом другом городе, всегда гораздо многолюднее). Вначале подумалось: напуганный терактами народ побоялся выйти на улицы города. Но неужели же среди тех, кто ждал этого дня, так мало истинно православных, знающих и твердо верящих, что без воли Божией и волос с головы не упадет!?


Напрасно я грешила на православных! Их было много, очень много - тех, кто ночью и ранним утром добирался в аэропорт, чтобы встретить и проводить Преподобного крестным ходом по улицам родного ему города. Первый заслон они встретили в аэропорту. Милиционеры, проверявшие паспорта, "отлавливали" курян: "Вы живете там, а вы - там", - указующий жест рукой в сторону улицы прописки и требование "разойтись по домам". На крестный ход не пускали людей с курской пропиской! А разве не для них, земляков святого, в первую очередь, и привезли мощи? Ведь иначе - зачем вся эта затея? Любому иногороднему паломнику гораздо проще (и безопаснее!) съездить в Дивеево, где мощи батюшки Серафима находятся постоянно и доступны всем, где вход в собор - беспрепятственный и в очереди к раке не проверяют паспорта и не "ощупывают" металлоискателями. Тех же, кому посчастливилось "прорваться" на крестный ход, поджидала другая неприятность: за два квартала до соборной площади улица оказалась перекрытой, дальше пустили лишь "голову": духовенство (в основном, высшее) с мощами. Все же остальные, включая многочисленных рядовых священников, остались за линией оцепления. По телевизору показали именно эту "обрубленную голову" огромного крестного хода. И снова вопросы, вопросы. Умом понимаешь: да, сложная обстановка, террористы, ненавистники Православия, сатанисты и просто бедные больные сумасшедшие, которых нынче лечат лишь по их желанию. Но сердце не смиряется, протестует. Нужна, конечно, нужна если не гарантия (ее и не может быть), то хотя бы охрана нашей безопасности, и проверка документов оправдана, и оцепления милиции. Но все же - до разумного предела, до той черты, за которой охрана правопорядка превращается в унижение личности и нарушение государственных и международных прав. При прохождении через металлоискатели требовали выложить все металлическое (спасибо, хоть крестики не снимали), а затем все подозрительное конфисковывали (хотя по закону сделать это можно лишь по решению суда). И среди груды металла был не только один топор, изъятый у психически больного человека, но и множество брелоков, заколок, маникюрных ножниц... Все это, теоретически, можно было потом забрать обратно - но кто же, скажите, отстояв на жаре многочасовую очередь к мощам, встанет в нее вторично и будет разыскивать свой брелок?


В субботу, 24 июля, по НТВ показали хороший документальный фильм о Преподобном, где картины прошлого перемежались кадрами, отснятыми накануне в Курске. И снова - недоумение, боль. Громадный собор Знаменского монастыря - почти пуст. Несколько человек возле раки с мощами. В храм, как в советские времена в отдел универмага, где "выбросили" сапоги, пускают по два-три человека. И здесь - боязнь теракта?! Здесь, где в преддверии революции юный фанатик Уфимцев заложил бомбу с часовым механизмом возле чудотворной иконы "Знамения" с тем, чтобы взрыв произошел в момент богослужения. И он произошел, но - много позже, ночью, когда в храме никого не было. Стекла в куполе вылетели, мощные колонны разметало, а там, где лежала бомба - под иконой, - ничего, даже стекло на иконе осталось целым. Так Богородица защитила людей и Свою икону. А имя богоборца Уфимцева носит улица между Воскресенско-Ильинским храмом, стоящем на месте, где была церковь, в которой крестили Преподобного Серафима, и Сергиево-Казанским собором, построенным родителями Преподобного, с колокольни которого он отроком упал и остался невредим. Многочисленные просьбы верующих, духовенства, курского митрополита Ювеналия о переименовании улицы остались без ответа у курских властей, которые в эти дни говорили красивые слова о единении Церкви и государства. Им, как и другим политикам, прибывшим на торжества в Курск, доступ к святыне был беспрепятственным. В прямой трансляции курского телевидения и в фильме, показанном позже по НТВ, было хорошо видно, как для них открыли стеклянный покров над мощами. Не берусь судить, насколько глубоки религиозные чувства этих людей - руководители, как и все люди вообще, бывают разными. Но чем же хуже старушка, студентка, отец, пришедший с грудным младенцем к мощам ночью? Перед ними стекло раки было закрыто. Знаем, верим: благодать проникает через любой покров, через заграждения и оцепления. Но почему такое деление на "белых" и "черных"? И кого охраняла милиция - святые мощи и народ, ради которого устраивали праздник, или политиков - от народа? В одном из православных песнопений говорится о том, что перед Богом, у Которого "нет лицеприятия", "раб и владыка вкупе предстоят, царь и нищий, богатый и убогий - в равном достоинстве". Не горько ли было Преподобному Серафиму, который, несомненно, духом был в эти дни в Курске, видеть такое искусственное разделение идущих к нему людей по достоинствам земным и для вечности - мнимым?


В эти дни торжества, посвященные батюшке Серафиму, продолжаются в его любимом Дивеево. Хочется верить, что там - все по-другому. Как сто (во время обретения его мощей) и как десять лет назад, когда мне посчастливилось побывать в этом святом месте. Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас.