В пятницу, 13-го числа, сидя вечером с семьей у телевизора, президент России Владимир Путин мог воочию разглядеть свое политическое будущее. Во время парада делегаций на открытии Олимпиады-2004 в православной Греции с VIР-трибуны для почетных гостей, например, болгарскую спортивную делегацию приветствовал премьер этой православной страны Симеон Сакс- Кобург- Готский, урожденный царь. Монаршая природа власти и в московском Кремле тоже должна рано или поздно уступить место цивилизованным европейским процедурам - как то: передаче рычагов реального управления ситуацией в руки главы кабинета министров, представляющего реальное большинство в выборном парламенте... Народное движение "Симеон Второй" в Болгарии куда больше походит на образец для российской "партии власти", чем доминантная в Японии ЛДП с множеством фракций, или ИРП в Мексике, как известно, потерявшая контроль над страной.
Обкатка, кстати, предстоит осенью на Украине (тоже вполне православной державе). Кто бы ни победил на президентских выборах в Киеве - нынешний премьер Виктор Янукович или прежний Виктор Ющенко, - новому хозяину Мариинского дворца придется иметь дело с нынешним большинством в Верховной раде, а оно там... прокучмовское. Станет ли после 31 октября экс-глава государства Леонид Кучма новым главой правительства? А почему бы нет, если смог переквалифицироваться в премьеры при президенте-западнике (репатрианте из США!) Валдасе Адамкусе даже такой харизматик, как первый всенародно избранный глава литовского государства Альгирдас Бразаускас, последний первый секретарь ЦК местной компартии времен перестройки? Опыт постсоветского пространства для нас тем ценнее, что на просторах бывшего СССР и социалистического лагеря живут люди со сходным с нашим менталитетом.
К чему это я? Да к тому, что накануне пришедшихся на субботу первых 100 дней своего второго президентства в РФ наш нынешний глава государства вдарился не столько в модное для такого срока западничество, сколько в славянофильство. Дал на 2005-й почти удвоенный бюджет своему Министерству обороны и посетил на даче в Переделкино патриарха Московского и всея Руси Алексия II - именно так повел бы себя на публике любой "сильный державный царь православный" из позапозапрошлого гимна России, для которого, по меткому выражению императора Александра III, единственными союзниками всегда были родная "российская армия и российский военно-морской флот". Мода на хаки в коридорах власти при ВВП упорно не проходит, поэтому, надо понимать, что державная риторика будет только нарастать, а с ней и привилегии служивого сословия.
Итак, что за страну мы имеем в проекции вторых путинских ста дней на оставшийся ему в Кремле президентский срок? Во-первых, плотно закрытую для идеологического проникновения с Запада -папу римского Иоанна Павла II в Москву опять решено не пускать, а подаренную РПЦ главой Ватикана икону Казанской Божьей Матери примут из рук двух специально присланных в патриарший Успенский собор Кремля кардиналов в праздник Успения Богородицы - и то объявят лишь списком с чудотворного образа-оригинала. Во-вторых, если гайдаровская реформа 1992 года началась как раз с резкого (в разы!) сокращения оборонных расходов из государственного бюджета, то административно-бюрократический передел сил и средств казны Фрадкова-Козака имеет прямо противоположный вектор -экономику закрепощают, а не раскрепощают от неподъемного бремени. В-третьих, церковь и армия не пускаются, как при Борисе Ельцине, в автономное от опеки государственного управленческого аппарата плавание, но играют в нем ту роль, на которую при Советах явно претендовали параллельные КПСС "школы коммунизма", ВЛКСМ и профсоюзы.
Заменить клириками из РПЦ прежних комсоргов, духовных окормителей молодежи, и узреть в офицерском корпусе цеховых профбоссов пока трудно. Но в путинской России ведь парламент (функционально многопартийное представительство еще разных интересов) живет теперь в... правительственном Белом доме, а региональная палата переехала из сената в Госсовет при ВВП. Немудрено, если и фактический царь по истечении своего 2-го конституционного срока просто сменит политический адрес.