В наше смутное время повальное увлечение экстрасенсорикой, астрологией, гаданием и прочими атрибутами далекого средневековья уже прочно вошло в быт и сознание многих рядовых россиян. Однако мало кто знает, что обряды пращуров (а вернее - их произвольная реконструкция) давно стали идеологической основой для целого ряда праворадикальных экстремистских движений...
Время волков
В первобытных племенах существовали тотемы, то есть животные, которые считались покровителями данного объединения дикарей. Подобный забытый (для цивилизованного общества) обычай лет десять назад решила возродить в Петербурге группа юных поклонников славянского неоязычества. Апологетов нового учения нисколько не смущал тот факт, что в отличие, к примеру, от туземцев Полинезийских островов в анналах русской истории нет фактов поклонения древлян и прочих ильменей представителям фауны.
В результате в Купчине (с филиалом в Павловске) возникла языческая община "волков", также действующая под замысловатым названием "Схорон еж словен". Предводителем "волков" является Владимир Голяков, обладатель целого набора громких титулов, как-то: "верховный жрец всех славян Богомил II" (якобы Богомилом I был в XI веке некий Соловей из Новгородского княжества), "ярг-волк", "глава поморов Невского края" и "родарь Северной Руси". Деятельность организации, члены которой всерьез считают себя "волками", весьма многообразна. Например, под руководством жреца поклонники седой старины на одном из заброшенных пустырей Фрунзенского района несколько лет назад попытались воздвигнуть идол Перуна. Да-да, аналог того самого "идолища поганого", что был сброшен в воды Днепра во времена крещения Руси. Деревянный столб, покрытый причудливой резьбой, было решено перед установкой опалить "священным огнем". В результате проведенного обряда идол превратился в бесформенную головешку. Однако, ничуть не смутившись, самопровозглашенный жрец объявил, что "Перуну не понравился его образ, и поэтому он сгорел". Вскоре под руководством Полякова, к неудовольствию районной администрации, на пустыре выросло целое капище, начиная от идола Перуна и заканчивая неким Триглавом (не иначе как Змеем Горынычем?), якобы также входящим в славянский языческий пантеон.
Интересно, что наравне с декларируемым резко отрицательным отношением к иудаизму, католицизму, исламу и протестантству "волки"... "спокойно относятся к бурятской ветви буддизма". Злые языки объясняют это тем, что г-н Голяков сам якобы наполовину бурят и таким образом пытается оправдаться перед своими забайкальскими предками.
Среди купчинских "волков" Голяков установил строгую дисциплину, предусматривающую ряд обязанностей для членов организации, самая главная из которых - регулярно посещать занятия по рукопашному бою. Помимо этого "волки" должны соблюдать определенный перечень запретов: например, не пить ничего крепче пива, не читать газеты и художественную литературу, а также трижды в неделю посещать свое капище, принося в жертву идолам мед (или медовуху), хлеб и квас.
Параллельно с проведением камланий Голяков занимается так называемой поморской медициной школы "Шаг волка", пытаясь избавлять всех желающих от алкоголизма и табакокурения. Сам он несколько лет назад объяснял неожиданно пробудившийся дар лекаря так: "Я не работаю в привычном для всех смысле слова. Работать славяне вообще не любят, ленивы. Работать для рабов, а мы творим только... Целитель я, даром особым обладаю. Излечившиеся меня "не обижают"..." ("Петербург-Экспресс, 7 мая 2000 года). Одно время рекламный щит со стилизованной свастикой, зазывающий потенциальных пациентов к "поморским целителям", даже красовался на углу Невского проспекта и Фонтанки. Кстати, по рассказам его бывших знакомых, в основе методики поморского лекаря лежит заурядная игра на гуслях, сопровождаемая волчьим рыком самого "верховного жреца".
Впрочем, резьба по дереву и попытки стать "народным целителем" уже переросли в более серьезное творчество. 22 июня этого года Голяков был приговорен за совершение разбойного нападения на офис общества "Мемориал" к 5 годам лишения свободы условно.
Дедушка старый, ему все равно?
Основателем движения неоязычников в Петербурге считается ныне покойный Виктор Николаевич Безверхий. Доцент философии ЛГУ на пенсии, в конце 1980-х годов он сумел стать настоящим гуру для юношей, жаждущих обрести "свои корни".
Практически каждый адепт славянского неоязычества в Петербурге с благоговением вспоминает о "людоедском дедушке" (прозвище, которое закрепилось за ним после публикации в одной из московских газет). Необходимо отметить, что в ряды жрецов престарелый философ пришел не сразу. Еще в годы перестройки он пытался собрать вокруг себя националистически настроенную молодежь города - от курсантов военных училищ до недавно демобилизованных из рядов Советской Армии. В первые годы своей политической деятельности "дедушка" еще пытался лавировать, пытаясь выбрать наиболее перспективную политическую лагуну.
В то время г-н Безверхий был готов сотрудничать с кем угодно - от "Корниловского ударного полка" до радикальных коммунистов типа приснопамятного "Объединенного фронта трудящихся". Более того, в пылу общего увлечения идеей восстановления Российской империи Безверхий подготовил кандидата на престол - в лице своего ученика, некоего Константина Сидарука, будущего главы "Союза золотых венедов и древлян". В рамках воспитания будущего "императора" Виктор Николаевич даже заставил потенциального монарха отпустить бороду в стиле а-ля Николай II. В связи с подобной бурной деятельностью Виктор Николаевич вызывался в КГБ на предмет беседы о недопустимости вовлечения советских курсантов во всякого рода неформальные организации. Впрочем, вызов в Большой дом нисколько не остудил пыл экс-преподавателя марксизма-ленинизма. Организовав кооператив "Волхв", он в 1992 году издал "Мою борьбу" Адольфа Гитлера, сопроводив ее собственным предисловием. Следствием этого стал уголовный процесс против издателя, закончившийся в 1993 году оправданием подсудимого. Равно как подобным образом окончился и суд над Безверхим уже за публикации в собственном журнале "Волхв" в 1995 году.
Однако никакие преследования властей не помешали ему создать собственную языческую организацию под названием "Союз венедов", с филиалами не только в большинстве российских регионов, но и на Украине, в Армении, Канаде, Польше и США. Сам союз напоминал скорее религиозную секту, нежели общественное объединение. В частности, кроме обязательного для венедов отмечания языческих праздников с прыжками через костер все члены союза были обязаны рассказывать "дедушке" о своей личной жизни, включая самые интимные подробности.
Как и подобает истинному язычнику, г-н Безверхий отдал должное магической стороне своих обрядов. Одним из первых его деяний стал произведенный над собой обряд "раскрещивания". Подобное действо часто практикуется в среде неоязычников и считается ритуалом, очищающим "от пагубного влияния иудео-христианства". Сам обряд представляет собой набор действий, за которые во времена инквизиции любой его участник неминуемо угодил бы на костер. Например, "раскрещиваемый" должен засунуть нательный крестик себе под пятку...
Кроме того, среди ближайшего круга учеников Деда Остромысла (так Безверхий стал именовать себя после "раскрещивания") обязательным элементом постижения "учения венедов" являлось штудирование всевозможной эзотерической литературы - от книг Папюса до трудов современных астрологов. Более того, как поговаривают близко знавшие его люди, он даже пытался заниматься наведением порчи на своих конкурентов по языческому делу.
Скоропостижно скончавшийся Виктор Николаевич успел оставить после себя "достойную смену", с успехом показавшую свой навыки во время проведения гражданской панихиды по Безверхому, превратившейся в подлинный языческий шабаш. Подходившие к гробу соратники объясняли собравшимся, что, согласно "славянским обычаям", на похоронах следует не печалиться, а радоваться. А некоторые даже плевали в гроб своего учителя, якобы в рамках тех же обычаев. Кстати, подобная экстравагантная трактовка славянских обычаев по-прежнему весьма популярна среди "венедов". В частности, в день снятия блокады Ленинграда питерские язычники устраивают ритуальные пляски на Пискаревском мемориальном кладбище.
Ныне "Союз венедов" по-прежнему, несмотря на последние междоусобные раздоры, остается крупнейшей языческой праворадикальной организацией на Северо-Западе России. Из его недр вышел ряд печально известных деятелей правого экстремизма, как, например, лидер скинхедовской организации "Солнцеворот" (формально считающейся молодежной общиной венедов) Артем Талакин - по совместительству "почетный венед". Кроме того, "Союз венедов" в разные годы породил всевозможные мелкие экстремистские группировки типа "партии венедов России" или "Тропы Трояновой", учрежденных бывшим сподвижником Безверхого Алексеем Андреевым.
Баба-яга как первый русский йог
Отдельной, пожалуй, самой экзотической, теорией среди националистов-неоязычников является попытка совместить в одном флаконе ведическое учение индуистов с русскими народными сказками. Так, по мнению доморощенных ведистов, Баба-Яга - не кто иной, как "первый русский йог, оклеветанный греческими попами". Как прабило, все лидеры "русских ведистов" оказываются "народными целителями", так как в отличие от древних времен в современном мире рыночной экономики жрецу иначе просто не выжить. Например, бывший представитель "Союза венедов" на Дальнем Востоке Владимир Стариков ныне именует себя "Великим волхвом ведических знаний Сибири и Дальнего Востока Агни-йогом", ну и, разумеется, народным целителем.
Но наиболее характерным представителем современной плеяды "русских йогов" является монах-расстрига Анатолий Иванович Иванов, усиленно рекламировавшийся в свое время на страницах газет "Русское дело" и "Россиянин". В 1990-е годы Иванов обзавелся в Петербурге целой школой учеников, а главным образом учениц, став генеральным директором "научно-исследовательского Центра йоготерапии и парапсихологии". Правда, его учение как-то мало сочетается с традиционным представлением о йогах как об аскетах, укрощающих свою плоть всевозможными физическими упражнениями с целью укрепления духа. Иванов пошел своим путем, организовав секс-марафон со своими ученицами. Якобы он смог заниматься сексом более 48 часов, установив тем самым достижение, достойное Книги рекордов Гиннесса.
Не чужд Иванов и политических вопросов, а точнее, обычной псевдорелигиозной юдофобии. По его мнению, "христианство - не русская, а еврейская религия... Кто был основателем христианства? Еврей. Какой национальности была его мать? Еврейка. Кем были апостолы? Тоже стопроцентными евреями. А все до единого ветхозаветные и евангелистские святые? Опять же - евреи! Так кому же мы поклоняемся?.." ("Русское дело", N1(10) 1993 г.). Вот такой "милый" йог.
Раскрещение Руси
Попытка сделать православную религию в интерпретации Московской патриархии (МП) доминирующим звеном между народом и властью обернулась исходом из храмов большинства новообращенных верующих. Главную роль здесь сыграло не сребролюбие части духовенства, готового в рамках модной тенденции присутствовать на любых презентациях (даже в дни поста) или освящать открытие очередного казино с бизнес-центром. Скорее, наибольшее отторжение вызвало сращивание Церкви с властью, усиленное пропагандой "симфонии светских и церковных властей" на государственных телеканалах, демонстрирующих сусальные сюжеты по поводу любого религиозного мероприятия с участием первых лиц государства. Таким образом, храмы МП стали либо местом тусовок чиновников и приближенных к ним бизнесменов, либо прибежищем для экзальтированных женщин пенсионного возраста, которые, собственно, и составляли основной костяк прихожан во времена так называемого "застоя". В результате остальные желающие обрести свою веру, массово крестившиеся на рубеже конца 1980-х - начала 1990-х годов, ныне отошли от РПЦ МП. И значительная часть из них стала желанной добычей для всякого рода тоталитарных сект, умело играющих на человеческих страстях, - от приснопамятного "Аум Синрикё" до язычников, спекулирующих на интересе к отечественной истории.
Языческий экстремизм вызывает, пожалуй, наименьшее внимание, как со стороны властей, так и российских СМИ. Объяснение подобного казуса обычно сводится к тому, что все вероисповедания у нас равны перед законом и имеют право на существование в рамках действующей Конституции. Поэтому "религиозная крыша" является сегодня наиболее надежной для деятельности подобного рода организаций. Общество обращает внимание в основном на структуры, выступающие под политическими лозунгами. А между тем именно подобные, нелепые на первый взгляд, учения все более занимают умы молодых россиян.
***
Справка "ТС"
Прилетит к нам волшебник
Увлечение языческими обрядами было характерной чертой нацистского режима Адольфа Гитлера. Помимо обрядов плодородия и прочей общегерманской мифологической мишуры адепты Третьего рейха практиковали различные магические обряды, которые должны были даровать победу в развернувшейся войне. Вера в колдунов и магов был столь сильна у нацистской верхушки, что даже крупнейшие военные операции Второй мировой войны германское командование разрабатывало с учетом астрологических прогнозов. Например, именно из-за обещаний астрологов, предсказывавших в России мягкую зиму на рубеже 1941 - 1942 годов, по личному указанию Гитлера на Восточный фронт не было завезено зимнее обмундирование. Как известно, подобная слепая вера бесноватого фюрера в свою звезду обернулась тотальным разгромом гитлеровских войск под Москвой.
Впрочем, в годы Второй мировой войны не отставали от вождей рейха и лидеры антинацистской коалиции. В частности, по указанию премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля под эгидой управления специальных операция было создано целое бюро колдунов, включавшее в себя самую разношерстную публику: от африканских шаманов до потомков друидов. Последние уверяли британское правительство в том, что именно их предки с помощью магических заклинаний сумели убедить Наполеона не высаживать свой десант в Англии.
Что касается советских руководителей, то никаких достоверных сведений об использовании магов и волшебников в деле борьбы за всемирную революцию до сего дня обнаружено не было. Единственным серьезным свидетельством интереса чекистов к вопросам оккультного мира могут служить предпринимавшиеся в 1920-е годы под эгидой ОГПУ экспедиции в Тибет с целью поисков Шамбалы. Впрочем, главный вдохновитель подобных изысканий Глеб Бокия был расстрелян в конце 1930-х годов. С тех пор все работы по паранормальным явлениям, по крайней мере до перестройки, сводились лишь к их изучению в спецлабораториях. В любом случае решающего характера на политику СССР они не имели.
Об отношениях Горбачева с представителями клана предсказателей и прорицателей достоверно ничего не известно. Однако именно в конце 1980-х годов на страницы газет и экраны телевизоров хлынули всевозможные колдуны и прочие экстрасенсы, от незабвенных Анатолия Кашпировского и Алана Чумака до болгарского борца с "жидомасонским заговором" Тодором Дичевым.
По данным кремлевских журналистов, во времена правления Ельцина среди его ближайшего окружения в разное время перебывало огромное количество разного рода прорицателей, начиная с Джуны Давиташвили. Более того, именно в годы ельцинского президентства органы государственной власти впервые официально привлекли магов и колдунов на государственную службу. Так, в Министерстве обороны РФ было создано целое управление, занимающееся всевозможными околонаучными проектами, вплоть до "общения с космическим разумом".
Неудивительно, что представители радикальной оппозиции с не меньшим интересом принялись штудировать эзотерические труды, пытаясь на практике применять полученные оккультные знания.