Главная >> 5 >> 16

Трое против "Трои"

Мужики перестают пить и драться, когда встречают трех женщин в черных одеждах.


Во все времена жизнь в монастыре была суровой. Борьба с собственными грехами - стезя для сильных духом. Пять лет назад в Первомайский приехала матушка Василиса. Тогда еще - монахиня Скоропослушнической обители в Печоре. По настоянию епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима взяла она на себя тяжелую ношу: веру на селе подымать. Женский монастырь восстанавливать. В помощницы определила матушку Ефросинью. С тем и приехали в Первомайский. С верой и надеждой.


В поселке Первомайский, что в нескольких километрах от райцентра Визинга, недавно сменился хозяин. Пост главы местной администрации занял 41-летний Александр Смолев, бывший учитель труда в сельской школе.


Отчество у Смолева памятное: "Марксович". Когда бабушка Александра рожала сына, над ее кроватью портрет духовного вождя висел. С "Интернационалом" и зашагал Смолев-старший по жизни. Сам Александр Марксович главный труд своего духовного наставника постигает только сейчас, когда делит земли развалившегося колхоза между сельчанами под картошку. Процесс дележки - занятие тонкое, тут впору и литературу о классовой борьбе вспомнить...


Правда, есть в поселке люди, которым дела нет до баталий на картофельных полях. Они ведут тяжелую, даже по сельским меркам, жизнь. Встают до шести. Обедают в два. По средам и пятницам в рот даже крошки не берут...


"Я не хотела, чтобы вы приезжали"


Сам монастырь - избушка восемь на пятнадцать. Как дача с разбитым огородом - не больше. Крест да колокольня - вот первые и последние приметы здешней монастырской жизни.


...Подворье монастыря обнесено высоким забором. Сколоченные доски определяют материальную границу между грехом и праведностью. Близ калитки - доска объявлений. Доска большая, объявление маленькое. "Братья и сестры! - вывела на листе чья-то старательная рука. - В Стефано-Афанасьевском женском монастыре открыта библиотека православной литературы. Приглашаем всех желающих".


Больших трудов стоило мне уговорить матушку принять и нашу группу. Телефонные переговоры шли тяжело. То епархия добро не дала, то матушка не хочет гостей видеть. Не меньшие усилия понадобились, чтобы доехать до самого поселка. В назначенный день все мужики, "таксующие" на автовокзале, как сговорившись, отказались ехать в нужном направлении. Позже матушка объяснит мне это недоразумение так: "Накануне я больно не хотела, чтобы вы приезжали. Работы много. Отвлекаться некогда..."


И все же, несмотря на занятость, старая монахиня приняла нас с почестями: "Вопросы потом. Идите в трапезную. Обедать будем".


День рождения монахини


В тот день у Ефросиньи был праздник - 75 лет. Жизнь в монастыре скромная, лишнего веселья не терпит. Матушка Василиса лишь зачитала короткое поздравление в адрес именинницы и вручила ей открытку. Всего-то! Причем сама Ефросинья за стол не села, пока другие не отобедали. Такая у нее служба: смотреть, чтобы у обедающих тарелки полные были.


В монастыре все обязанности распределены четко. Ефросинья следит за трапезой: варит-убирает. Иоанна - псаломщик и регент. А Василиса - всему голова: "Это послушник живет в монастыре - ни о чем не думает. Поработал, поел да спать пошел. А у матушки голова за всех болит. У нас прихожан немного, пожертвований - и того меньше. На двоих с Ефросиньей пять тысяч пенсия выходит. Да матушке Иоанне иногда посылочку из дома пришлют".


Статьи монастырского бюджета нулями не играют. Само подворье - это вам не приусадебные пять соток, а обширное хозяйство. Со скотным двором (корова, три козочки, десять кур и петушок, собака и семь котят), тремя гектарами земли (один - под картошку, два - под сенокос) и домом. Диву даешься, откуда у этих трех женщин в черных нарядах силы тащить на себе такую ношу.


Здесь происходят чудеса...


...Пять часов вечера. Матушка Иоанна - самая молодая из всех монахинь - отправляется доить корову. Иоанна - неразговорчивая, боязливая. Моих вопросов избегает, просит заступничества у старшей.


"Не надо отвлекать ее, - оберегает Иоанну матушка. - Она устала очень. Встает рано".


В трапезной висит икона "Тайная вечеря". Владыка Питирим привез ее из Ульяновска. За пять лет, пока подымалось монастырское хозяйство, а вместе с тем крепла и вера на селе, икона явила чудо обновления. Из черной, пыльной и "нечитаемой" сделалась светлой, пречистой.


"И другие чудеса случались здесь, - вспоминает Василиса. - У нас есть мощи великих угодников-евангелистов. Один раз приехал мужчина. У него дочь туберкулезом болела. Мы его исповедали, причастили, мощи вынесли. Потом анализы девочке сделали - и следов болезни не нашли. Или вот еще.Женщина одна постоянно в обмороки падала. Снова исповедали, причастили. Она к мощам приложилась. Помогло. Голова не кружится. Здоровье наладилось".


Ходит по монастырю еще одна чудесная история:


- Как-то ехали мы с соседом из деревни Вотча, - начинает монахиня. - Он и говорит: "Знаете, матушка, в доме-то вашем хотели было контору сделать. Для лесосплава. Уже разметили, что и где. Но вдруг приходит какой-то человек и спрашивает у руководства: "Что, дом молельный строится?" Ему: "Какой молельный дом - контора!" А тот уперся: молельный дом, и все тут. И вот нате - построили же!"


Как в воду глядел тот странный человек. Теперь на месте конторки с зарешеченными окнами и железными дверями стоит женский монастырь. И хоть на окнах его все те же решетки, а двери, ведущие в кельи, двойные, металлические, это лишь пережитки прошлого.


"Сейчас нельзя отдельно жить. И мы стараемся всех сплотить. Вот сегодня идем с почты, видим - люди дерутся. Кутили, видимо. Я остановилась, молитву читаю: "Да воскреснет Бог". Господи, говорю, разведи их. И что вы думаете? Разошлись драчуны..."


Когда я спросила Александра Смолева о вечной деревенской проблеме - пьянстве, он лишь развел руками. Мол, что тут поделать. Пьют мужики - да! Дерутся - да! Зато мы вот комиссию учредили. Административно-правовую. По борьбе с собаками...


Поселок Первомайский, Республика Коми.


***


"Троя" - одеколон, который традиционно потребляют в качестве алкогольного напитка определенные круги населения Республики Коми.