Главная >> 5 >> 16

/Правовой четверг/

/Скандал/ НА АЛАТЫРЬ СНИЗОШЛА "БЛАГОДАТЬ"


Но пастор церкви не жалует мирские законы


В Чувашии зарегистрировано 248 организаций различных конфессий. У нас мирно уживаются православные и мусульмане, баптисты и староверы... Федеральный закон " О свободе совести и религиозных объединений", охраняя право верующих на свободное вероисповедание, одновременно накладывает на них определенные обязанности. К примеру, требует от организаций строго придерживаться уставной деятельности. Зарегистрированные церковные структуры контролирует Управление Минюста РФ по Чувашии.


Не так давно специалисты этого ведомства побывали в Алатыре. Решили не по справкам, а воочию ознакомиться с деятельностью религиозной организации под названием "Церковь Христиан Веры Евангельской - пятидесятников "Благодать". Свою миссию алатырские пятидесятники осуществляют с апреля 2000 года. На протяжении четырех лет в молитвенный дом по улице Московской, 165 ежевечерне (а по выходным и православным праздникам в утренние часы) собираются немногочисленные прихожане, чтобы воздать хвалу Христу.


Незваных гостей пастор церкви Михаил Агеев принял неласково - возмущался, мол, нечего тут проверять, грозился вообще отказаться от государственной регистрации церкви. Вдоволь нашумевшись, духовный лидер все же предоставил запрошенные документы. Изучив их, "контролеры" наконец-то поняли причину плохого настроения хозяина святой обители.


Оказалось, расположенный в городе дом молитвы принадлежит не церковной организации, а является собственностью гражданина Агеева. Может, "Благодать" подарила ему помещение или сдала в аренду? Подтверждающих это официальных бумаг не нашли. Однако счета, выставленные за коммунальные услуги и телефон, оплачивались от имени церкви. Тщетно искали "управленцы" и документы о праве собственности "Благодати" на молельные дома, действующие в селе Порецкое и поселке Киря (филиалы церкви пятидесятников). Они тоже числятся за частными лицами.


И ничего бы не было в том странного, имей их официальные хозяева определенные доходы. Ну купили в недалеком прошлом объекты недвижимости, что тут такого? Только вот последние несколько лет владельцы строений в Порецком и Кире нигде не работали и даже не числились на бирже труда. И покупка, пусть даже недорогих строений, выглядит как-то неправдоподобной. Батюшка Михаил тоже, по всей видимости, не имеет толстого кошелька. Так на какие же средства все-таки приобретены дома? "Бог дал", - ответствовал пастор.


Среди бумаг проверяющие обнаружили множество чеков, выданных на бензин и автозапчасти и погашенных за счет церковной казны. Хотя ни одной машины на балансе "Благодати" не значится. Пастор честно признался, что у пятидесятников есть три авто, но по документам они принадлежат физическим лицам....


Картина складывается любопытная - у "Благодати" нет ни помещений, ни средств передвижения, но зато есть расходы на их содержание... Кто ж ее так существенно подпитывает финансами? Может, казна пополняется за счет щедрых пожертвований? Сомнительно, прихожан - единицы. За счет выплаты десятины, поступающей от членов церкви? Явно недостаточно. За счет реализации церковных атрибутов и литературы? Но здесь не занимаются продажей свечей, крестиков, иконок и прочих церковных атрибутов. Может, и тут Бог помогает?


По закону фамилии граждан, изъявивших желание стать членами религиозной организации (любой), должны быть занесены в протокол общего собрания. Но таких протоколов в "Благодати" не ведут, хотя знают требования законодательства. "Нам это не нужно", - считает пастор. По закону - это грубое нарушение. И не единственное. За непредставление "Благодатью" ежегодных сведений о своей деятельности на церковь наложен административный штраф. При проверке было выявлено и множество бухгалтерских нарушений. М. Агеев объяснил, что допущены они по незнанию, неопытности. Но, как известно, незнание не освобождает от ответственности.


Документация показала, что церковь вышла за рамки уставных отношений. На базе дома молитвы создан реабилитационный центр. Какие цели ставил пастор, открывая социальное учреждение? Они должны быть обозначены в реабилитационной программе. Но та существует только у батюшки в голове, а мысли читать мы пока не умеем. Остается лишь довольствоваться объяснениями, которые высказаны вслух.


В центре, поведал М. Агеев, граждане проходят курс адаптации. Он длится три месяца. Пастор считает: этого достаточно, чтобы наставить человека "на путь истинный". Попасть в центр может любой страждущий, но при условии, если он не пьет и не курит. Видимо, исцеление от дурных привычек, особо от такой беды, как пьянство, не входит в программу духовного возрождения паствы.


Михаил Викторович говорит, что через его руки прошло около 40 человек, нуждавшихся в реабилитации. В основном это лица без определенного места жительства и бывшие осужденные. К слову, сам он провел в местах не столь отдаленных в общей сложности 9 лет, и отнюдь не за богоугодные дела. Так что не по рассказам знает, почем там фунт лиха. Центр представлял собой что-то вроде мини-общежития. Условия проживания постояльцев были настолько примитивны, что заглянувшие в центр работники санэпидемнадзора сразу вынесли постановление о его непригодности для реабилитационных целей.


Труд облагораживает человека. Поэтому вслед за центром М. Агеев создает хозяйственное подразделение - бюро ритуальных услуг, где использует руки "воспитанников". Часть гробов и крестов сколачивают подопечные центра, а часть церковь берет под реализацию у военной компании "Мемориал". Похоронные услуги - дело нужное. Но как поставлена эта деятельность у М.Агеева опять-таки с точки зрения закона? В двух торговых точках нет ни продавцов, ни прейскуранта цен. В качестве продавца может быть использован любой свободный на тот момент член церкви. Наценка на товар, отпускаемый "Мемориалом", произвольная - от 10 до 20 процентов.


Михаил Викторович подчеркнул, что церковь бесплатно хоронит ветеранов Великой Отечественной войны и бомжей. На погребение граждан этой категории местный отдел социального обеспечения выделяет тем, кто берет похороны на себя, по тысяче рублей. Если выделяет и церкви, то почему эти тысячи "оседают" на личном счете гражданина Агеева? И не является ли это фактически осуществлением предпринимательской деятельности?


Вслед за "управленцами" Минюста в "Благодать" нагрянули налоговики. Церковь состоит на учете в межрайонной инспекции МНС РФ по Чувашии с 2000 года и обязана вносить положенные отчисления в бюджеты всех уровней. Выяснилось, что, несмотря на льготное налогообложение, церковь задолжала государству крупную сумму. Инспекция вынесла постановление о взыскании с "Благодати" долговой суммы и пени за несвоевременную уплату налогов.


Управление Минюста впервые в своей практике столкнулось с таким неуважительным отношением священнослужителя к мирским законам. Допущенные нарушения были детально изучены. Итог для "Благодати" плачевный - управление направило в Алатырский районный суд исковое заявление о ликвидации религиозной организации.