ЕСТЬ ТАКИЕ ПРАЗДНИКИ В РОССИЙСКОМ ХРИСТИАНСКОМ КАЛЕНДАРЕ - СПАСЫ. ИХ ТРИ, И ВСЕ ОНИ ОТМЕЧАЮТСЯ В АВГУСТЕ.
К этому времени обычно поспевает в основном все, что посеяно в поле, на огороде и на бахче, что растет в саду и в лесу, и даже на пасеке пчелы наполняют свои соты душистым медом "под завязку". Все это обилие совпадает со Спасами. Недаром говорится: "Спас - всему час", то есть все поспело, все пора убирать: и хлеб, и лен, и овощи, и фрукты, и лесную ягоду, и орехи с грибами.
И хотя с первого Спаса (14 августа) начинался Успенский пост, в честь Успения (кончины) Богородицы, которое отмечают 28 (15) августа, Спасы праздновались легко, потому что крестьянский стол ломился от обилия разнообразной растительной пищи. Не то что в минувший Петровский пост, когда, кроме зеленого лука да щавеля, нечего было положить в крестьянское варево. Поэтому и говорилось: "Петровка - голодовка, а Спасовка - лакомка".
В день первого Спаса верующие несли в церковь святить венки, сплетенные из колосьев, туго наполненных новым зерном, и мед в выломанных сотах. Первый Спас и называется медовым от обилия меда, и в наступивший пост можно было вволю угощаться лакомым продуктом неутомимого труда пчел.
Официально в церковном календаре первый Спас именуется "Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице". Этот праздник был установлен в 1164 году "в память победы византийского императора Мануила над мусульманами". Тогда же учредили и особый церковный ритуал "изнесения" Креста на дороги и улицы городов и селений и для "освящения водных мест и отвращения болезней". И поныне строго и торжественно соблюдается этот ритуал во время богослужения в церкви.
На утреннем молебне выносят Крест из алтаря, и верующие отдают ему поклоны. На литургии освящается вода. Во многих местах в прежние времена совершали "крестный ход на воду" - к колодцам, на реку или озеро. После водосвятия крестьяне купались, в последний раз купали лошадей, пастухи загоняли в "святую купель" стадо - освященная вода оберегала от разных недугов и людей, и животных.
С крестного хода и водосвятия Крест возвращался в церковь, и поклонение ему продолжалось до вечера. А по совершении вечернего богослужения Крест уносили обратно в алтарь.
День первого Спаса празднуется как день торжества напряженного крестьянского труда, как день воздания почестей всякой влаге - животворному источнику жизни всех растущих плодов, питающих человека.
Второй Спас (19 августа) назван яблочным. До этого дня крестьяне не ели никаких плодов, тем более яблок. Это считалось великим грехом. На обеденном столе главенствовали овощи. Полакомиться яблочком не разрешали даже детям. Первые яблоки надо было непременно освятить в церкви во время утреннего богослужения в день Преображения.
В этот день к церквям в селах и городах яблоки подвозили возами. И тут же, возле церковных оград, возникали яблочные базары. Священники выходили и кропили святой водой яблоки прямо в возах. Яблочные базары бывали особенно шумными, потому что в этот день был самый большой спрос на фрукты. В последующие дни цены опускались до низшего предела.
Вторая половина августа называлась в народе "молодым" бабьим летом. Уходило настоящее лето. И день второго Спаса заканчивался "провожанием заката". Девушки провожали закат солнца прощальными песнями - расставались с летом.
Третий Спас, празднуемый 29 августа, именуется ореховым, поскольку с этого дня обычно начинался сбор лесных орехов, которые в прежние времена также были существенным продуктом питания крестьян.
В народе было в ходу такое присловье: "Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на Зеленых Горах холсты продают". В дни третьего Спаса в селе Зеленые Горы под Нижним Новгородом устраивалась торговля холстами.