Главная >> 5 >> 16

Душа медного всадника

Фамильная платовская усыпальница — слава прошлого и позор настоящего


Возможно, в конце жизни граф Матвей Иванович Платов, герой Отечественной войны 1812 года, генерал от кавалерии, атаман Войска Донского, и предполагал, что будет похоронен в основанной им новой донской столице — Новочеркасске. Но он и подумать не мог о том, что это будет сделано трижды. А прах его домочадцев не найдет покоя и по сей день.


***


НОВОЧЕРКАССКИЙ СКИТАЛЕЦ


Сам Платов был торжественно перезахоронен последний раз в усыпальнице Новочеркасского Вознесенского собора в 1993 году. Он лежит теперь, окруженный славой и заботой. — Но могилы его родных, расположенных в семейном склепе хутора Малый Мишкин, до сих пор остаются вскрытыми и оскверненными.


Умер Матвей Иванович 3 января 1818 года. Несмотря на жестокий мороз, все Войско Донское, генералы, офицеры и очень много казаков, явилось проводить своего «вихорь-атамана». Тело героя было погребено в строящемся Новочеркасском соборе, с левой его стороны. При погребении тела раздался залп орудий.


С годами и первое, и второе здание Войскового собора рухнуло. Выяснилось, что на этом месте, в самом центре новой донской столицы, почва подвержена оседанию, следовательно, постройка грандиозного сооружения сопряжена с большим риском. И тогда, в 1875 году, прах Платова и его домочадцев был торжественно перенесен в склеп, специально устроенный под церковью Рождества Богородицы в бывшем атаманском имении в хуторе Мишкин.


Однако постройка третьего, нынешнего здания Вознесенского собора все же благополучно завершилась в 1911 году. По ходатайству казаков, в связи с приближающимся юбилеем Бородинской битвы, останки атамана вновь были перезахоронены в соборной усыпальнице. Прах же его родных остался покоиться на семейном кладбище в Мишкине.


Казалось, многострадальный прах нашел место последнего успокоения. Но случилось то, что страшнее любых природных катаклизмов: на Дон пришли большевики. Собор был закрыт и разорен, могилы в его нижнем храме вскрыты. Вероятно, искали сокровища. Такая же участь постигла церковь и склеп в Мишкине.


***


ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ


В 1993 году расчистили и привели в порядок могилы Матвея Платова и других донских героев. 16 мая с почестями перезахоронили их в отреставрированной усыпальнице. Примерно в то же время мишкинские казаки занялись расчисткой семейного станичного склепа. В результате открылось содержимое могил: полусгнившие куски гробов, фрагменты золотого шитья и человеческие останки.


- Бренные кости платовской семьи продолжали лежать в открытых могилах, ожидая христианского отношения к себе, — рассказал корреспонденту «МК-Юг» атаман станицы Александр Коломойцев. — Склеп закрыли на замок, пытаясь оградить от кощунства.


Но сегодня двери усыпальницы открыты для всех желающих. Там во множестве валяются пустые бутылки, окурки, презервативы и продукты деятельности человеческого организма.


- Когда попадаешь в склеп, отчетливо ощущаешь, что Бог покинул это место, — соглашается атаман ВВД Николай Козицын. — Если в нем и есть место для бога, то языческого. А казаки не могут нести круглосуточное дежурство.


В родовой платовской усадьбе с советских времен и по сей день расположена «психушка». Переезжать психиатрическая больница не собирается. Похоже, от этого плевка в лицо казачества никто из нынешних атаманов не хочет утереться.


Наверное, душа Матвея Ивановича тоже не находит покоя, глядя на это. Кто знает, может, вихорь-атаман однажды не выдержит и, подобно пушкинскому медному всаднику, сойдет с пьедестала и «всыплет нагайки» тем, кто устраивает громкие праздники в его честь, пока в пяти верстах от Новочеркасска и почетной могилы Платова много лет лежат, перемешанные с мусором, оста и к и его родных.


***


фото: Малый Мишкин — Новочеркасск.