Главная >> 5 >> 16

Илья против Серафима

Речь в этих заметках пойдет вовсе не о противостоянии христианских святых, а о том, какие нынче приоритеты у нашего родного телевидения в смысле напряженных поисков духовности. Замечательный материал для этого нам дали центральные телеканалы в течение июля-августа. Порою возникало ощущение, что Россия давно уже перестала быть светским социальным государством, а превратилась в некую религиозную православную державу.


Все началось с бесконечных репортажей о том, как на землю русскую возвращалась очередная православная святыня - икона Тихвинская Божией матери (специально пишу это название таким образом!). Рассказывались все детали ее приключений в России и за ее пределами. А уж когда она пожаловала в Петербург, то телеэфир заполонили бесконечные включения с мест, вплоть до ночных репортажей о том, как верующие выстраивались в храмы Северной столицы, чтобы прикоснуться к святыне.


Я уважаю чувства верующих, но никак не могу понять, почему мне, сравнительно умеренному атеисту, необходимо круглые сутки наблюдать за этими проявлениями религиозного чувства в программах и передачах государственного телевидения? Насколько я помню Конституцию, церковь у нас отделена от государства.


Дальнейшее странствие иконы в Тихвин превратилось стараниями телевидения в бесконечный официальный репортаж, создающий образ едва ли не вселенского события. Чуть позже, когда наш президент совершил частное паломничество к иконе, то наши журналисты не успели поймать его в кадр так же подробно, как само шествие иконы. Оно и к лучшему. Не хватало еще личное дело общения со святыней превращать в публичное шоу, как это нынче делается во время трансляции пасхальных и рождественских богослужений.


Новую порцию телеопиума для народа нам выбросили в эфир центральные каналы во время празднования 250-летия со дня рождения Серафима Саровского. Журналисты вновь с воодушевлением демонстрировали сцены и эпизоды религиозного экстаза, охватывающего тех, кто поклоняется блаженной памяти Серафима. Все это очень сильно походило временами на кадры из кинокомедии Протазанова "Праздник святого Йоргена", где подобный религиозный энтузиазм явно осмеивался. Наши же теледеятели, наоборот, со всей серьезностью и с микрофонами в руках пытались внушить зрителям мысль о том, что поклонение памяти Серафима - дело высокодуховное и обязательное. Хотя спроси их о том, чем святой прославился, - вряд ли бы кто из них вспомнил, чем он вообще занимался в своей жизни.


О религии и ее месте в жизни вообще-то можно говорить с экрана без закатывания глаз и пафосных интонаций. Тот же канал "Россия" продемонстрировал это в рамках документального сериала "Земное и небесное", в котором история православия показана как ЧАСТЬ ИСТОРИИ нашего Отечества. В сериале нет попытки навязать эту религию как единственно возможную для такой многоконфессиональной и многонациональной страны, как наша. А что же касается поисков духовных ориентиров для нынешнего поколения россиян, то не только религия может выступать здесь в главной роли.


В конце июля случились два юбилея известных российских кинорежиссеров, которые мало кто заметил. Исполнилось 70 лет со дня рождения Ильи Авербаха и Семена Арановича. Их обоих уже нет в живых. Но остались их фильмы, где вопросы духовности, моральной стойкости, не говоря уже о десяти заповедях, были поставлены со всей наглядностью экранной мощи музы кинематографа. Для многих наших современников в "Монологе" и "Чужих письмах" Авербаха, или в "Торпедоносцах" Арановича нравственных испытаний, сомнений и истин было не меньше, чем в иной святой книге. В них искали и находили духовную поддержку тысячи просвещенных и думающих зрителей. Телевидение же предпочло не заметить две даты двух мастеров режиссуры. Нет-нет, телеканал "Культура", которому это положено по уставной деятельности, отметил дни рождения демонстрацией фильмов Авербаха и Арановича. Мелькнули где-то на региональном канале "Чужие письма", промелькнул дежурный сюжет в каких-то новостях. И все. Будто и не было их в нашей прошлой жизни.


Зато в нынешней нам предлагается считать духовным только то, что имеет отношение к религии, желательно православной. Видимо, такова и точка зрения нынешних теленачальников, Помнится, совсем недавно они официально должны были верить, что бога нет. Теперь они считают, что он есть. Им, с высоты Останкинской телебашни, конечно, видней.