ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ЭТО НА ЯБЛОЧНЫЙ СПАС, ЖЕЛАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СБУДЕТСЯ
Второй Спас, Средний Спас, Спас на горе, Яблочный Спас - так в народе называют великий двунадесятый праздник православной церкви - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. День этот встречают 19 августа.
Праздник был установлен в IV веке святой Еленой, матерью Константина Великого. На горе Фавор Елена построила храм в честь Преображения Господня, но в XIII веке храм был разрушен. Согласно повествованиям евангелистов, вместе с Иисусом Христом на гору Фавор, где произошло Преображение Господне, пришли три его ученика - апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Преображение сопровождалось появлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Иисусом. На горе Фавор у учеников Христа открылось духовное зрение и они смогли увидеть свет, преобразивший Учителя. Христос показал трем апостолам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на крестные муки.
Суть Преображения раскрывается в символах. Так, гора - это уединенное место для сотворения молитвы, которая ведет к единению с Богом. Слово "фавор" в переводе означает "чистота, свет", поэтому человек, осознающий свои поступки и кающийся в содеянном, может открыть свое сердце и принять Божественный свет.
В народе Преображение Господне называли Вторым Спасом или Спасом на горе, но чаще всего этот день именовался Яблочным, потому что к этому времени поспевают яблоки, другие плоды и огородные овощи. По обычаю, плоды принято было освящать в церкви, и лишь после этого разрешалось их вкушать. Считалось, что овощи и фрукты (особенно яблоки) до определенного времени не очень полезны, можно сказать, даже вредны, поэтому есть их нельзя. По поверью, люди, которые нарушили запрет, на том свете будут лишены счастья вкушать райские яблоки. Чтобы искупить свою вину, человек должен будет есть яблоки в течение сорока дней после Второго Спаса.
Яблоки, освященные в день Преображения Господня, назывались "спасовскими", этими яблоками принято было разговляться и, как всегда бывает, загадывать о судьбе. Конечно, гадать - это удел молодежи, особенно девушек, им всегда не терпится узнать, с кем жизнь коротать придется. Когда откусывают первый кусок от спасовского яблочка, загадывают желание, и оно обязательно исполняется.
В этот день начиналось массовое употребление гороха, тогда как в Первый Спас (14 августа) его только защипывали. Например, в Архангельской области по этому поводу справляли целый праздник - Горохов день. Люди надевали праздничную одежду, отправлялись на гороховое поле, где и начинался праздник. В Вологодской области существовал обычай всеобщих разговин: крестьяне ели горох, причем было все равно, со своей полосы ешь или с соседской, главное - результат.
Со Второго Спаса начинался средний (самый лучший по времени) посев озимой ржи. Засевать начинали, как всегда, ритуально, с молебном, с иконами, со святой водой. Также в это время начиналась жатва ярового хлеба.
Накануне Второго Спаса в некоторых уездах проводился еще один очень интересный обряд - заклинание жнивы. Совершался он для того, чтобы на жниве не поселилась нечистая сила и не навредила скоту, который до осени пасется на опустевших полях. Крестьяне выходили на поля, читали заклинания, окропляли землю и окружающее пространство конопляным маслом. Существовало поверье, что это заклинание действует только один год, поэтому каждое лета его надо произносить снова.
К Спасскому празднику приурочивались ярмарки и народные гулянья. На отрытых пространствах ставились столы, затем их накрывали, и начиналась всеобщая трапеза. День Второго Спаса завершался обрядом, который назывался "провожание заката". Принято было всем гуляющим наблюдать за заходом солнца - ведь с этого дня начинались осенины. Люди прощались с теплым солнышком и звали его на следующий год, чтоб оно долго не задерживалось и поскорее возвращалось к ним.