Март
Во второе воскресенье Великого поста (7 марта) празднуется память святителя Григория Лаламы. Святитель родился в 1296 году в Малой Азии. Известен своими богословскими трудами в скиту св. Саввы, которыми он занимался до конца жизни.
Время не сохранило для нас детали христианской жизни святой Антонины шамять 14 марта), жившей в юроде Никее Вифинской области (северо-запад Малой Азии), ныне - территория Турции. В 302 году во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане святая Антонина за отказ принести жертву идолам подвергнута мучениям. После долгих истязаний ее завязали в мешок и утопили в озере.
"Державная" икона Божией Матери (празднование совершается 15 марта) явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения царя Николая II. Жительнице слободы Перерва крестьянке Евдокии Адриановой во сне был голос: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний и спустя две недели увидела во сне белую церковь; в ней величественно восседала женщина, в которой она сердцем почувствовала Царицу Небесную, Евдокия отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь. По ее просьбе настоятель храма принялся за поиски образа и нашел — в подвале, среди старых досок и рухляди, в пыли. Когда большую, узкую, почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем, со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках — откуда и произошло название "Державная". Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы.
Святой благоверный князь Даниил Московский (память 17 марта) родился в 1261 году и был четвертым сыном святого великого князя Александра Невского. Даниил отличался благочестием, кротостью и миролюбием. Во все дни его жизни никто не нанес ущерба державе его, и сам он не покушался насилием приобретать чужие области, благодаря Бога за данное ему в жребий благословенное наследие — державу града Москвы. Князь Даниил построил за Москвой-рекой монастырь (который стал называться по его имени Даниловским) и принял там иноческое пострижение.
Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, отмечается 18 марта.
Благоверный князь Феодор Ростиславич, внук Владимира Мономаха, с юных лет отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. В 1260 г., женившись на ярославской княжне Марии Васильевне, св. Феодор становится князем Ярославским. Три года пробыл он в Орде, а когда вернулся на Русь, оказалось, что его супруга умерла, а теща, княгиня Ксения, не впустила его в Ярославль, и св. Феодор должен был опять возвратиться в Орду. Здесь он женился на дочери хана, нареченной в крещении Анной. Здесь же, в Орде, у св. князя Феодора родились сыновья — Давид и Константин. Огромное влияние, которое святой приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. В Орде он построил несколько храмов. В 1290 г. Феодор с семьей возвратился в Ярославль, где стал ревностно заботиться об усилении и благоустройстве города и княжества, о благе своих соотечественников.
Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере в то время, когда другие юноши воспитывались в языческом духе и презирали христианство. Второй - воздвижение Креста Господня, которое церковь вспоминает 19 марта.
С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры. Когда по приказанию Елены сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью: "Иисус Назарянин, Царь Иудейский". Чтобы узнать, на каком из трех крестов распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, таким образом узнали крест Спасителя.
В 313 году император Константин Великий подписал закон о свободе исповедания веры. Его соправитель император Ликиний тоже подписал этот закон, но в подвластных ему областях гонения на христиан продолжались. Около 320 года в городе Севастии, в Армении, стояло римское войско. В войске находились 40 воинов-христиан. Военачальник Агрикола принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались. Тогда их связали и повели к озеру близ города. Стояла зима, вечерело. Воинов раздетыми поставили в воду. Страшная стужа сковала святых мучеников, и они начали замерзать. Мучение это было особенно тяжелым, потому что на берегу озера для соблазна поставили теплую баню. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда мог войти в баню и отогреться, всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда им молотами перебили голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку. Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В этот день (22 марта) облегчается строгость Великого поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.
В субботу на пятой неделе Великого поста (в 2004 году - 27 марта) церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигипгрии. Празднество установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в соствв служения и поется на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода.