Любой учитель может прийти сюда за нужным советом и помощью, или наоборот: поделиться с коллегами своими профессиональными наработками, творческими идеями и представить их на суд экспертов. Было подсчитано, что за пять лет здесь побывало 2760 человек. А началось все 1 февраля 1999 года, когда по инициативе городского управления образования был учрежден Научно-методический центр.
У скептиков сразу возник вопрос: зачем он нужен, если кадровой подготовкой и дополнительным образованием педагогов со всей области достаточно давно и успешно занимается институт усовершенствования учителей? Дублировать уже существующую структуру?
Но право на жизнь и самостоятельность отстояли. И во многом - благодаря разработанной в стенах центра муниципальной комплексно-целевой программе гражданского образования школьников и дошкольников. Сегодня, когда за плечами пять лет работы, этот проект можно ставить первым в ряду тех дел, которыми занимались (и занимаются) сотрудники центра.
- Суть программы - формирование личности гражданина, патриота своего города и страны. Проблема эта нравственная, ею в той или иной мере озадачены все учебные учреждения, но многие не видят путей реализации своих задумок, - считает директор центра Татьяна Сергеевна Русина.
В основу воспитания гражданина было положено изучение народных традиций, интеграция уроков истории с литературой и географией, авторские разработки краеведческих курсов. Говорят, что все это уже дает результаты: выше стал уровень культуры школьников появилась гражданская позиция. Но это только начало. Для действительно серьезных изменений нужно, чтобы целое поколение выросло на подобном материале.
Сейчас в работе над проектом воспитания гражданина участвуют 50% школ города, 60% детских садов и учреждение дополнительного образования - дом творчества N3.
Есть еще одна серьезная программа - двухгодичные курсы профессиональной подготовки социального работника. Сейчас здесь учатся 100 старшеклассников из разных школ города. Преподаватели - вузовские, из ОГУ и института культуры. Ребятам читают основы психологии, досуговедение, культуру общения. Есть и практика, которую проходят в интернатах, центрах реабилитации. Будущие социальные работники под Рождество поздравляют на дому детей-инвалидов, причем приходят не только с подарками, но и игровой программой, учитывающей индивидуальные особенности ребенка.
Кажется, с такой работой не всегда может справиться и взрослый человек, не говоря уже о пятнадцатилетних подростках. Но половина учеников школы, даже почувствовав все трудности этого нужного занятия, связывают свое будущее именно с деятельностью социального работника. К слову, по окончании курсов выпускникам присваивается квалификация "социальный работник третьего разряда", а с институтом культуры существует договор, на основании которого 5 лучших учеников выпуска зачисляются вне конкурса на факультет социальной работы.
Опыт этой работы, равно как и многие другие творческие проекты, воплощаются в методички. В год центр выпускает до 10 наименований методических сборников, которые пользуются успехом среди учительской братии, ведь это практические рекомендации по интересным курсам, причем отнюдь не дидактического характера. Программы составлены таким образом, что остается пространство для собственной фантазии и инициативы.
Привлекает не только содержание, но и стоимость сборников. Во-первых, благодаря поддержке со стороны управления образования, многое раздается бесплатно, по крайней мере, для первого тиража это традиция. Следующие уже продаются в пределах 20 рублей за книжку.
Занимается центр и проведением различных конкурсов. Если сделано что-то интересное в совершенствовании учебного процесса, автор не останется без внимания.
- Учителя должны видеть, что их труд востребован, их материалы интересны и пользуются спросом у коллег. Потому что денежное стимулирование при всей важности недостаточно. Нужно еще моральное. Мы хотим, чтобы люди работал и творчески, результативно, и прикладываем к этому все усилия, - говорит Татьяна Сергеевна.
Профессиональный уровень сотрудников научно-методического центра достаточно солидный. Люди пришли, в основном, из школ. Есть бывший директор, завучи, заслуженные учителя, отличники просвещения, работники районо. Все 25 человек - энтузиасты своего дела, готовые за небольшую зарплату помогать учителям в разработке курсов, проводить семинары и конкурсы, в общем, стараются сделать так, чтобы обучение было интересным и эффективным.
Па первый взгляд, кажется, что "лаборатория" звучит чересчур научно для кабинета, где пробирок, сложных приборов нет и в помине, а на полках можно увидеть только большое количество папок и детских поделок. Но с названием все в порядке, просто область работы у здешних специалистов не материальная, а духовная. Это лаборатория духовно-нравственного воспитания. Направляют исследовательскую деятельность в ней Светлана Анатольевна Федина и Роза Петровна Соркина.
Эта лаборатория играет существенную роль в реализации общей для всего центра программы воспитания гражданина. В папках - накопленный не за один год опыт работы учителей по различным курсам: народоведение, краеведение, православная культура. Можно прийти и подобрать подходящую учебную программу. Есть разработанный план для проведения любого праздника, а в канун Рождества специально для педагогов города устраивают рождественские недели: семинары, темы которых заявляют сами слушатели, а работники центра подыскивают компетентных специалистов, согласных выступить перед учителями.
На первых порах, когда эта идея только родилась, народу приходило мало. Сейчас появилась другая проблема: слушателей так много, что некоторым приходится сидеть в проходе - не хватает места.
- Но не каждый учитель может заниматься по нашим программам, потому что тут, кроме знаний теоретических, нужны и практические навыки: спеть, станцевать, изобразить... Культуру народа без этого не передашь, - уверена Светлана Анатольевна.
Нельзя, конечно, говорить, что одни предметы формируют духовно-нравственные качества, а другие нет. Понятно, что любой учитель волей-неволей прикладывает к этому руку, даже не произнося слов "родина", "патриотизм", "духовность". Но непосредственное обращение к традициям дает особый результат. Причем речь, оказывается, идет не только о предметах прикладного и гуманитарного профиля.
- Даже уроки математики и физики можно преподавать с учетом народных традиций, - считает Роза Петровна.
- Это как?
- Например, использовать старые меры объема, веса, длины. Взвешивать что-нибудь с помощью старого безмена...
Если и точные науки поддаются "обнародованию", то в распоряжении уроков труда практически весь набор народных ремесел: вышивка, плетение из лозы (37-я школа специально для этого выращивает на школьном участке иву, привезенную из Канады), деревянные поделки, глиняные игрушки, шитье из лоскутков. На уроках физкультуры проводят русские народные игры, а достаточно скучный (по крайней мере, очень обычный) урок ОБЖ преображается на глазах, если разговор идет... о бане: как правильно париться, почему надо надевать шапочку и т. д.
Честно признаться, все эти учебные программы навеяли на меня тоску по школе: вот бы посидеть на уроке "В старину едали деды", а потом пошить лоскутный коврик или слепить что-нибудь из глины.
Самыми активными союзниками лаборатории духовно-нравственного образования стали школы NN 49, 35, 4, 12, 26, 37. Например, в 35-й школе эксперимент длится уже 10 лет, здесь созданы кадетские классы и классы Александра Невского. Школьники изучают основы православия, одновременно уделяется внимание и физической подготовке.
- Не надо думать, что если с детьми занимается священник, то это чуть ли не семинария. Общеобразовательная школа - светское заведение, и, говоря о Боге, детей учат, прежде всего, добру. Они помогают инвалидам, старым людям. Активно принимают участие в конкурсах по православию, проходящих в Москве, - рассказывает Роза Петровна.
- Сегодня еще и потому важен народный уклон в образовании, что от коммунистической идеологии мы давно отошли, и ни к какой другой пока не пришли, а дети растут, и без ориентиров и опоры в их воспитании не обойтись, - продолжает мысль коллеги Светлана Анатольевна.
"Слово "научный" ко многому обязывает", - считают сотрудники центра. И стараются соответствовать присужденному им статусу. При центре создан экспертный совет, без которого не выходит ни один сборник, не утверждается ни один проект, не подводятся итоги ни одного конкурса. В составе совета - работники НМЦ, преподаватели ОГУ, института усовершенствования учителей, педагоги-практики.
- Мы тесно работаем с вузами, они обеспечивают всем нашим идеям научную основу, - говорит заместитель директора по научно-методической работе Алевтина Александровна Шевченко.
Много внимания центр уделяет работе с инновационными учреждениями: государственными лицеями и гимназиями. Особенно актуально это было несколько лет назад, когда у руководства школ появилось желание сделать что-то новое и эффективное, но не было опыта.
Сейчас центр активно ведет экспериментальную работу. На базе школ и детских садов действуют 15 экспериментальных площадок, тема проектов все та же - воспитание гражданина страны, но реализуется эта общая цель по-разному.
Достижения, которые можно отнести на счет слова "научный" не так уж малы. Во-первых, прекратился хаос в экспериментальной работе, когда - ночью приснилось, а наутро уже делаю. Теперь программе дается научное подкрепление, производится экспертиза, отслеживаются результаты, и только после этого проект допускают к реализации в отдельном учебном заведении или во всех школах.
Благодаря такому кропотливому подходу шесть экспериментальных площадок центра "выросли" без единого замечания: их передали на уровень области, ничего не поменяв.
Четыре представителя городских площадок защитили в ходе эксперимента диссертации.
- Сейчас мы хотели бы попробовать себя в эксперименте по предпрофильному образованию. Суть его заключается в том, что в каждой школе будут разработаны элективные (а попросту - факультативные) курсы определенного профиля, и школьники города смогут посещать понравившиеся дисциплины в любой из школ. Со следующего года Орловская область участвует в этом эксперименте. Наша программа гражданского образования по сути - готовый сборник этих элективных курсов, уже разработанных и опробированных, - рассказывает Алевтина Александровна.
P. S. Два дня назад команда центра уехала на Всероссийский конкурс методических служб, который проходит в Калуге. Защищать орловскую модель научно-методического учреждения - дело серьезное, тем более, что в соперниках - коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Воронежа. Желаем орловцам удачи!