Граффити давно стало одним из привычных атрибутов городской культуры. Настолько привычным, что мы равнодушно проходим не только мимо внушительных картинок, созданных буйной подростковой фантазией хип-хоперов, но и знаков свастики и весьма красноречивых националистических надписей, типа "Самара — русским" или "Русским - джихад", кое-где старательно замазанных белой краской.
Что скрывается за этим? Бессознательный выплеск агрессии или целенаправленная позиция? Война или своеобразный "диалог культур"?
Об этом мы беседуем с молодым ученым, преподавателем кафедры истории и филологии Самарского юридического института Минюста России Анастасией Ипполитовой (на снимке), которая изучала самарское граффити в рамках своей научной работы, посвященной "феномену национализма в системе культур".
- Ваш интерес к национальному вопросу как-то связан с детством?
- Несомненно. Я родилась еще в СССР, в военной семье. Некоторое время мы прожили в Германии, в закрытом гарнизоне, где были люди разных национальностей. Дружили семьями с осетинами, армянами. Родным краем была и Западная Украина (там жили бабушка с дедушкой), где я стала очевидцем националистических выступлений. Это тоже отложилось в памяти, осталась боль потери былого единства. Так что моя среда никогда не была однородной. Зная, что диалог возможен, я и начала задумываться над проблемой национализма, его корнями. И еще для меня всегда был важен праздник 9 Мая, и глубоко оскорбляло появление "фашистских настроений". Так что тема национализма действительно для меня личностная.
Впервые обратилась к ней на втором курсе Самарской академии культуры и искусств. Помогал мне мой научный руководитель Владимир Иванович Ионесов. Он сам занимается проблемами межнационального общения, но в другом русле - диалога, проблемы кризисных обществ. Я поняла, что современностью действительно заниматься не просто: всегда впадаешь в эмоции, трудно оставаться объективной. При работе над диссертацией в Москве обратила внимание, что эта тема весьма популярна в среде ученых Юга России, им это близко.
- Как оцениваете наш регион с точки зрения ученого? Нередко СМИ создают некий миф о Самарской области как о земле обетованной для разных народов.
- Это действительно миф. Понятно, что контакт между поволжскими народами здесь сложился исторически. Но даже по граффити видно, что, например, отношение к
мигрантам у нас агрессивное. Возникают конфликты и с цыганскими общинами. Тревожит деятельность таких организаций, как ННП, PHE активно развитое скинхедовское движение. Так что назвать обстановку в губернии спокойной нельзя. Кроме того, националистические черты можно обнаружить у любого человека, хотя бы на бытовом уровне. Вместе с тем правомерно говорить о национальных особенностях психологии как о характерной черте нации, некоторых общих традициях, национальных особенностях культуры, которые порождают сознание национальной общности, то, что мы привыкли называть патриотизмом.
- Как строилась работа, приходилось "внедряться в националистические организации?
- Источниками для анализа служили их газеты, листовки, литература, которую иногда судьба буквально "подбрасывала" в руки. Были встречи и интервью со священниками, когда писала статью об отношениях Русской православной церкви к национализму. Внедрения в "националистическую среду" не было, а вот беседы с представителями профашистских организаций были.
- Почему люди вступают на этот путь?
- Это скорее работа для психологов и юристов, чем для культурологов. На мой взгляд, у каждого свои причины, но часто жертвами таких организаций становятся люди, которые мало знакомы с другими мирами, другими народами. Мы живем в достаточно трудных условиях духовного кризиса. И вместо того чтобы искать причины этого кризиса, проще кого-то обвинить, в данном случае — другие нации. Конечно, если это подростки, действует еще и фактор "сложного возраста", но основной момент — боязнь человека самостоятельно справляться с проблемой. Всегда проще переложить вину и ответственность на другого. Национализм несет в себе даже черты первобытной культуры. Одно из главных проявлений первобытности — это ксенофобия, то есть боязнь чужака. Сегодня этим термином стали Я(астсу прловаться и на государственном уровне. Это проблема подсознательного характера, так как за ней часто прячется страх, которого человек сам не понимает. Влияют и современные события. Нередко разыгрывается "чеченская" или "американская карта", здесь легко сконструировать образ врага. Это уязвимые точки общественной жизни, и на них пытаются сыграть.
- Итак, граффити с точки зрения исследователя — это...
- Прежде всего, это уникальная возможность бесплатной, стихийной рекламы. В целом, рисунки не создаются целенаправленно. Исключение — небольшая часть, которая появилась накануне выборов. Но чаще это выброс агрессии, а не идеология, желание заявить о себе, обратить внимание. В то же время граффити может, например, рассказать о"войне"скинхедов и хип-хопа. Между этими направлениями изначально есть антагонизм. Культура хип-хопа замешана на мульти-культурных основаниях, а скинхедов — на культе белой расы. и
- А в чем проявляется "война"?
- Я не раз наблюдала граффити
- хип-хоперы рисуют уничижительные карикатуры на скинхедов. Те их яростно перечеркивают, пишут ответы, которые опять перечеркиваются рэперами. То есть идет диалог на стенах города, но прежде всего он идет в жизни.
- Вы видите в этих надписях какую-то опасность?
- Я вижу опасность в том, что мы не обращаем на них внимания. Ну написали "Мигранты — вон", пошалили, похулиганили. А это не шутка, а показатель социальной проблемы. Это для нас хулиганство, а для кого-то — страх и ответная злоба, о которой свидетельствует, например, надпись "Русский джихад" (имеется в виду "Русским
- джихад"). Их необходимо изучать, так как это бессознательное проявление общественных процессов.
- Общество может регулировать или воздействовать на эти процессы?
- Может. Так, граффити культуры хип-хоп сегодня поставлено на уровень искусства, им разрешают расписывать какие-то стены, магазины. С другой стороны, верхушка какой-то партии может поддержать и другую "ветку". Обращать внимание на это необходимо.
и — А какие методы предлагает цивилизованный мир?
- Западный мир серьезно занимается этой проблематикой. Так, голландское общество "Юнайтед" каждый год организует антифашистские акции. Наше Самарское культурологическое общество имеет с ним контакт и проведет, как и во всем мире, с 20 по 25 марта неделю борьбы с расизмом и национализмом. "Юнайтед" создает массу плакатов, открыток, устраивает массовые мероприятия. В Германии сильно развиты профашистские организации, но там много и общественных антифашистских организаций.
***
фото: