10 августа, в ближайший вторник, Святая Церковь совершает торжество в честь одной из величайших святынь Православия - иконы Божьей Матери Смоленской, именуемой Одигитрия. В этот день вспоминается принесение в 1046 году чудотворного образа из Царьграда в Россию. Для Московского Новодевичьего монастыря Смоленская икона Богородицы - главная святыня. В этом году Московский Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь празднует 480-летие со дня основания и 10-летие возрождения духовной жизни.
ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА И НАСТАВНИЦА
Московский Новодевичий монастырь - обитель Благой Одигитрии, величайшая святыня земли Русской, жемчужина московского зодчества... О монастыре можно сказать словами поэта: "Здесь каждый камень историей дышит". Но Новодевичий - не только место, объединяющее нас с праведниками XVI - XX веков, не только славная история Руси, монастырь - духовный центр современной жизни Московской епархии. Здесь находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Управляющего Московской епархией.
Все бытие Московскою Новодевичьего монастыря
СВЯТАЯ ЕЛЕНА
Первой игуменией новой обители стала монахиня суздальского Покровского монастыря Елена (Девочкина). Это послушание она несла 22 года до самой своей кончины 18 ноября 1547 года и оставила о себе добрую память как о монахине весьма высокой жизни, много потрудившейся во славу Божию. Ее имя сохранилось в официальных документах и в монастырских преданиях.
Святая игумения Новодевичьего монастыря по просьбе князя прибыла из центра Владимиро-Суздальской епископии, в то время процветавший 11 монастырями и множеством городских и посадских церквей. Неоднократно посещая Суздаль, великий князь заметил монахиню Елену, очевидно, выделявшуюся среди других сестер не только своими высокими духовными дарованиями, но также хозяйственным рвением и рассудительностью.В новый монастырь Елена приехала не одна - с ней из Суздальского Покровского монастыря были переведены Софья Каурова и Феофания. С ними прибыли еще 18 стариц. Эти многоопытные монахини и стали духовной основой новой московской обители. Пришли насельницы и из старого московского монастыря - Никольского у Большого Креста. Как записано в "Степенной книге", в монастырь собора. Войдя в монастырь, идите прямо, никуда не сворачивая, к главному собору и слева от входа вы увидите надгробие святой преподобной Елены Девочкиной.
О первой игумений обители истинно можно сказать словами апостола Павла: "Плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная" (Рим. 6, 22). После праведной кончины игумений Елены московский люд не перестал почитать угодницу Божью. Вера в то, что Елена Девочкина - святая, была так в народе очевидна, что не требовалось тому никакого официального подтверждения. Причем почитание передавалось из поколения в поколение, как среди простых людей, так и среди бояр и царей Московских. Первое упоминание ее в святцах находим в середине XVII века. Это время правления царя Алексея Михайловича Романова. С возрождением духовной жизни монастыря было восстановлено и почитание угодницы Божьей. Сегодня множество москвичей приходят помолиться к могилке матушки Елены как к московской местночтимой святой и испросить ее помощи в делах и исцелений от недугов.
СОБОР
Самая древняя постройка обители - собор в честь Смоленской иконы Божьей Матери, возведенный в 1524-1525 ем; во время набега Казы-Гирея (1591) врага к обители не подпустили.
Два столетия истории России монастырь оказался тесно связанным с царским двором. Его посещали русские государи. Иоанн IV похоронил здесь свою малолетнюю дочь.
В 1598 г. в монастыре поселилась вдова царя Феодора Иоанновича царица Ирина Годунова, пожелавшая принять монашество. Тогда же в обители временно поселился ее брат, шурин покойного государя, боярин Борис Годунов. Он претендовал наряду с Шуйскими и Воротынскими на московский престол. 21 января 1598 г. собравшийся у монастыря московский люд во главе со святителем Иовом, Патриархом Московским и всея Руси, и высшими сановниками государства обращались к Борису Феодоровичу Годунову с просьбой взять на себя бразды правления Русским государством.
В Смутное время монастырь сильно пострадал. В 1611 г., в самый тяжелый момент междуцарствия, монастырь был отравлен и сожжен.
своим уходом из монастыря, который "просвещенные" европейцы использовали для хранения армейского провианта (это спасло обитель от мародерства оккупантов), они зажгли фитили и множество свеч в кельях и бросали в огонь солому. Фитили уже подходили к бочкам с порохом, когда сестры, призывая имя Божье, и с упованием на покров Богородицы, под водительством монахини-казначеи Сарры залили горящие фитили водой и спасли святыню.
ВРЕМЯ РАСЦВЕТА
Временем расцвета Новодевичьего монастыря по праву считается вторая половина XVII века. В тот период были перестроены стены и башни обители, несколько храмов, жилые и хозяйственные постройки.
Общая протяженность монастырских стен - девятьсот, метров, высота - от семи до одиннадцати метров, толщина - до пяти метров. По углам расположены круглые башни, между ними возвышаются квадратные. В правление Софии Алексеевны постриг царевна София Алексеевна. Среди других особ знатного происхождения здесь приняли постриг: вдова скончавшегося в плену царя Василия Шуйского Мария Петровна Буйнова-Ростовская, дочь царя Михаила Феодоровича, царевна Татиана, вдова царя Феодора Иоанновича Ирина Годунова (в монашестве Александра), сестры Петра Первого Екатерина и Евдокия.
В 1698 г. была пострижена сосланная в Суздальский Покровский монастырь царевна Евдокия Феодоровна Лопухина. В 1727 г. по ее просьбе император Петр II разрешил ей поселиться в Новодевичьем монастыре, в палатах, которые и получили впоследствии название Лопухинского корпуса.
Сказав кратко об архитектурном облике обители, в заключение подчеркнем следующее: Новодевичий монастырь - один из немногих уцелевших в Москве ансамблей, где великолепно сохранились рядом стоящие архитектурные шедевры разных эпох - начала шестнадцатого столетия и его конца, конца семнадцатого века и начала девятнадцатого. Каждое из этих строений является шедевром русского зодчества своей эпохи, и между ними царит гармония.
ВЕК ДВАДЦАТЫЙ
Перейдем к истории века двадцатого. Прекраснейший ансамбль земли Московской избежал участи большинства православных обителей: в годы безбожия он был на некоторое время закрыт (в 1922 г.), но не подвергся разорению и разрушению. Семьдесят лет (с 1934 г.) и по сегодняшний день на территории древней обители соседствуют Московское Епархиальное управление, действующие православные храмы и учреждение культуры - филиал Государственного исторического музея.
С Новодевичьим монастырем связано начало деятельности возрожденных в годы Великой Отечественной войны Московских духовных школ. 14 июня 1944 г.
ских, управляющих Московской епархией.
Обширным является трапезный храм Успения Пресвятой Богородицы, возведенный в 1685-1687 годах. Он был закрыт в 1922 году. В 1926 в его здании власти разместили Государственный музейный фонд. Храм был возвращен Церкви довольно скоро и 29 октября 1945 г. заново освящен. В 1980 г. его иконостас был заменен на иконостас из уничтоженной церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. В Успенской церкви пребывают чтимые Смоленская и Тихвинская иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы из Серпухова "Неупиваемая Чаша". С 1964 г. Успенская церковь является кафедральным храмом митрополитов Крутицких и Коломенских.
К юго-западу от Смоленского собора располагаются старая трапезная с палатами Ирины Годуновой и церковь во имя святителя Амвросия Медиоланского. Амвросиевская церковь в советское время была закрыта в обители последней.
Колокольня - главная вертикаль архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря. Построенная в 1690 г., она имеет высоту 72 метра. Имя зодчего уникального строения неизвестно.
В начале XX века в обители было шестьдесят четыре монахини и сорок девять послушниц. При монастыре действовал приют для девочек-сирот, открытый в 1871 году.
В 1920-х годах была уничтожена значительная часть некрополя, располагавшегося на территории монастыря. Еще в 1925 г. на монастырском кладбище находилось две тысячи восемьсот одиннадцать памятников. В настоящее время сохранилось около ста. Входящих на территорию богомольцев встречает великолепная часовня-усыпальница фабрикантов Прохоровых, владевших Трехгорной мануфактурой. Построенная в 1911-1915 гг. в неорусском стиле усыпальница чудом уцелела и ныне восхищает изяществом, форм и бластой Богородицы говорится: "Предстательство христиан непостыдное..." Верили православные христиане и знали, что не будет напрасной их вера в возрождение. В 1994 г. Священный Синод своим определением благословил возобновление монашеской жизни в монастыре. Первой настоятельницей возрожденного монастыря стала игумения Серафима (Черная). В 72-летнем возрасте приступила замечательная верующая женщина и видный деятель науки Варвара Васильевна Черная к нелегкому послушанию, которое она ревностно исполняла в течение пяти лет до последнего своего дыхания. Так сказал о ней Владыка Ювеналий: "Вспоминаю, что когда у нас появилась возможность в Новодевичьем монастыре возобновить монашескую жизнь, то я никого другого не посчитал тогда более подходящим для возглавления монашеской женской общины, кроме Варвары Васильевны Черной... Здесь я постригал ее в монашество и возводил в сан игумений". Является традицией сохранять имя настоятельницы обители. Сейчас настоятельницей монастыря является игумения Серафима (Исаева). Количество насельниц - 35 человек, из них 12 послушниц. Насельницы располагаются в Певческом корпусе и Погребовых палатах. Уставные монастырские богослужения совершаются в церкви во имя святителя Амвросия Медиоланского. В храме заново сооружен иконостас, иконы для которого переданы музеем. Священнослужители и сестры обители ведут активную, плодотворную и разностороннюю деятельность в плане социального служения обществу. При обители действует замечательная воскресная школа.
БОЖЬЕ ПОСЕЩЕНИЕ
Шесть лет назад произошло грозное событие, послужившее к еше большей славе обители. В конце июля 1998-го над Москвой пронесся ураган, нанесший сильный ущерб монастырю. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий так определил смысл этого Божьего посещения: "Господь зовет нас к покаянию и исправлению". На освящении тесно связано с великой христианской святыней - Смоленской иконой Божией Матери Одигитрии, что означает Путеводительница или Наставница. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая Одигитрия-Смоленская, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой и долгое время пребывала в Константинополе. На Русь ее привезла греческая царевна Анна, супруга черниговского князя Всеволода Ярославича. Их сын, князь Владимир Мономах, в 1077 году перенес икону в Смоленск, от которого она и получила свое название, став главной святыней этого города и многократно избавляя его от нашествий иноплеменников. В конце XIV -начале XV веков, когда Смоленск перешел во владение литовских князей, образ Одигитрии был привезен в Москву княгиней Софией - супругой Великого князя московского Василия I. Святыня находилась в кремлевском Благовещенском соборе до 1456 года, когда по просьбе жителей Смоленска была возвращена им другим Великим князем Василием Димитриевичем Темным. С крестным ходом икону вынесли из Кремля и провожали до Девичьего поля, где состоялось прощальное молебствие. В 1514 году Смоленск был возвращен под власть московского князя. Помогла благочестивому государю Василию III Сама Одигитрия. Молясь перед Благой Путеводительницей, князь дал обет соорудить обитель в честь чудотворной святыни. В 1524 году на месте прощания со Смоленским образом на окраине Москвы Великий князь Василий Иоаннович заложил Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы Божией Матери. В честь этого события 28 июля (10 августа) того же года состоялось перенесение чудотворного образа Одигитрии-Смоленской из Кремля в собор Новодевичьего монастыря и установлено ежегодное празднование. С тех пор крестный ход проводился ежегодно в этот день до 1917 года.
"были собраны инокини девического чина в доме Пресвятые Богородицы, Которая есть Стена дев". И много позднее в книге Павла Алепского, жившего в Москве в середине XVII века, этот монастырь именован Девичьим еще и оттого, что "в него поступали дочери самых знатных лиц в государстве".
Так сложилось, что с самого начала в Новодевичий отдавали девиц из знатных княжеских и боярских родов. Шли они в монастырь зачастую не по своей воле, а по решению старшего в семье. Все больше родовитых насельниц принимали здесь постриг. При этом сюда передавали богатые денежные вклады, драгоценную утварь, иконы. Несмотря на состав монашествующих, схиигумения завела строгий порядок, исключавший снисхождение к родовитым насельницам. Уставные правила были одинаковы для всех, подтверждением чему является духовное завещание матушки Елены.
Когда вы сегодня входите в Новодевичью обитель, у вас есть возможность подойти и благословиться у первой игумений обители. Первую настоятельницу похоронили напротив алтаря Смоленского годах. Это шестистолпный пятиглавый храм на высоком подклете. Роспись стен и столпов собора относится ко времени постройки, хотя и поновлялась. Пятиярусный иконостас, украшенный 84 колоннами сквозной резьбы, выполнен в 1683-1685 годах по повелению царевны Софии Алексеевны. Иконы в большинстве своем относятся к концу XVI века. В местном ряду помещены иконы XVI - XVII веков. Среди них - Смоленская икона Божией Матери - чтимый список с чудотворного образа, икона Господа Вседержителя работы искуснейшего Симона Ушакова. В алтаре собора напрестольная сень в виде резного шатра сделана в 1653 г.
ГОРЕСТИ И РАДОСТИ НАРОДНЫЕ
Высок и могуч главный собор обители. Могучи стены и башни монастыря. Они с успехом сдерживали многочисленные набеги неприятелей, но раньше они выглядели по-другому. Обитель страдала, когда страдала страна, не раз она была разграбляема и сжигаема. В XVI веке монастырь пережил два набега крымских татар. В 1571 году он был сожжен ханом Девлет-Гиреским государством.
В Смутное время монастырь сильно пострадал. В 1611 г., в самый тяжелый момент междуцарствия, монастырь был ограблен и сожжен. Нельзя не упомянуть, что неподалеку от монастыря народное ополчение под водительством русских героев Минина и Пожарского разгромило полки польского гетмана Ходасевича.
Монастырь бился с иноземными захватчиками, вторгшимися на Русь в девятнадцатом столетии. В наполеоновское нашествие чтимый Смоленский образ Богородицы и драгоценная утварь были отправлены с игуменией Мефодией в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь. Оставшиеся сестры дали обет не покидать обитель. В 1812 году, в день, когда Наполеон во главе "двунадесяти языков" перешел границу Российского государства и никто в Москве еще не подозревал о случившимся, вечером на крепостной стене Новодевичьего на фоне закатного неба показались фигуры монахинь. Это были небожительницы. Глядя на фигуры давно умерших насельниц, сестры признали в них матушку Елену, первую настоятельницу, со своими послушницами. Их плачущие лица выражали такое горе и скорбь, что напуганные сестры упали на колени. Тишину нарушали только тяжкие вздохи и плач. Во время этой войны монахини героически защищали обитель, которую французы при отступлении решили уничтожить. Перед одиннадцати метров, толщина - до пяти метров. По углам расположены круглые башни, между ними возвышаются квадратные. В правление Софии Алексеевны башни получили декоративное убранство. Внешний облик обители, появившийся в то время, красив и уникален. Христиане последующих времен духовно наслаждались и самим видом древней обители, храмы и башни которой отражаются в тихих водах водоема. В XX веке монастырем любовалась преподобномученица Елисавета Феодоровна с центральной аллеи парка усадьбы Нескучное, некогда расположенной на другом крутом берегу Москвы-реки. Купола Новодевичьего были видны и из окон Александрийского дворца...
Конец XVII века - торжество радостного и нарядного стиля в архитектуре, именуемого барокко. Его влияние видим в Покровской церкви, возведенной в то время над южными вратами обители. Здание, построенное с восточной стороны от этой церкви, предназначалось для караула. Оно было перестроено для царевны Марии, сестры Петра I, и получило название Мариинских палат.
Парадным входом в обитель стали северные ворота, обращенные к улице Пречистенке. В 1683 году над ними построили нарядную церковь Преображения Господня. К ней с запада примыкает так называемый Лопухинский корпус и палаты Софии, где по преданию в большой строгости содержалась инокиня Сусанна - принявшая в 1689 г.
в нем начали свою работу Православный Богословский институт и Пастырско-богословские курсы. В 1946 г. они были переведены в Троице-Сергиеву лавру и стали называться Московскими Духовными академией и семинарией. В 1944 г. для богослужений в монастыре был открыт надвратный Преображенский храм, затем богослужения в нем были прекращены. В 1980 г. по просьбе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия храм был передан в ведение Московского Епархиального управления, размещающегося в Лопухинских палатах. Здесь же находится резиденция митрополитов Крутицких и Коломенгородным сиянием золотой кровли и купола.
Новое кладбище разместилось с южной стороны монастыря в конце XIX века. Впоследствии сюда были перенесены с уничтоженных кладбищ московских обителей останки выдающихся деятелей русской культуры, среди которых Н. В. Гоголь, А.С. Хомяков, Н. М. Языков, К. С. Аксаков, А. П. Чехов и другие. Впоследствии новое кладбище было расширено и превращено в некрополь выдающихся деятелей новейшего периода отечественной истории.
ПРЕДСТАТЕЛЬСТВОМ БОГОРОДИЦЫ
В молебном обращении к Смоленскому образу Пречи-
Коломенский Ювеналий так определил смысл этого Божьего посещения: "Господь зовет нас к покаянию и исправлению". На освящении отреставрированных крестов, которые стихия сорвала с храмов обители, Владыка Ювеналий сказал, что покаяние наше выразилось в той жертвенной любви, которую проявили представители всех слоев нынешнего российского общества: от простого пенсионера до людей состоятельных. После обращения Владыки Ювеналия множество людей внесло свою лепту в восстановление обители. Были проведены серьезные работы во многих зданиях монастыря внутри и снаружи, засияли кресты над обителью. Это были знаменательные события церковной жизни 1999 года.
ПЯТЬ ВЕКОВ ТРУДОВ и молитв
XX век Русская Православная Церковь провожала возрождающейся и духовно торжествующей. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II постоянно оказывает обители свое первосвятительское внимание, ежегодно в праздник Смоленской иконы Божией Матери совершая здесь богослужение. Первую Божественную литургию в Смоленском соборе после долгого перерыва Святейший Патриарх, в сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и собора духовенства, совершил 10 августа 1995 года. В том же году монастырю в качестве подворья был передан в селе Шубине под Москвой Успенский храм XVIII века.
Приближается юбилей. Древняя, но духовно вечно молодая обитель готовится торжественно отметить свое 480-летие и, может быть скромную, но такую ценную и дорогую дату - 10-летие возобновление монашеской жизни. Обитель Благой Одигитрии по праву принимает в эти святые дни поздравления, подарки и искренние пожелания многолетия и процветания во благо народа православного, нашего дорогого Отечества и родного Подмосковья, пожелания многой помощи Божьей в трудах и молитвах монашествующих, ее населяющих, всех труждающихся в ее святых стенах.
"Многая, многая, многая лета", - желает православный люд Московскому Богородице-Смоленскому Новодевичьему монастырю.