Главная >> 5 >> 16

Святая Елисавета прибудет в Якутск

Из Москвы в Якутск самолетом будут доставлены святые мощи преподобномучениц княгини Елисаветы и инокини Варвары, которые хранятся в Иерусалиме в храме Марии Магдалины, принадлежащем Русской Церкви за границей. Их торжественно встретят в Преображенском храме, где у святых мощей будет отслужен молебен и Божественная литургия с крестным ходом вокруг храма.


После вечерней службы молебны продолжатся до 23 часов, когда состоятся проводы святых мощей. В тот же день в 24.00 святыня отправится дальше на Дальний Восток - в Анадырь, Магадан, Петропавловск-Камчатский и другие города этого региона. Из Владивостока святые мощи двинутся по железной дороге через всю Россию. Ковчег со святыней будет перемещаться обычными рейсовыми поездами, к которым будет прицепляться специальный вагон-храм. До февраля 2005 года святым мощам смогут поклониться верующие всех федеральных округов, всех епархий России.


Святая княгиня Елизавета Федоровна, родная сестра последней русской императрицы, была настоятельницей знаменитой Марфо-Мариинской обители милосердия. После венчания с русским князем прусская принцесса всей душой приняла православную веру. Трагическая гибель мужа в 1905 г. побудила ее целиком отдаться религиозному пути. Она простила убийцу и просила царя о его помиловании. Святая Елисавета сама ухаживала за безнадежными больными, ассистировала при сложных полостных операциях, спала не более трех часов в сутки, строго соблюдала посты, по ночам много молилась, часто обходила ночлежки, извлекала из притонов сирот.


После революции на Елизавету Федоровну посыпались угрозы и нападения. Но она отказалась покинуть Россию и была арестована. Глубокой ночью на 18 июля 1918 г. вместе с другими членами императорского дома ее живую сбросили в шахту. Умирая от голода и ран, она только крестилась и громко молилась: "Господи, прости им, не ведают, что творят". Окрестные крестьяне рассказывают, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.


Тела алапаевских жертв были перевезены в Пекин, затем два гроба - Елизаветы и Варвары - отправлены в Иерусалим. Тела этих мучениц, в отличие от прочих шести, почти не подверглись тлению, а источали удивительный аромат1.


"СВЯТЫЕ", СРАВНИТЕ СЕБЯ СО СВЯТОЙ


Одни ждут от святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары чуда, другие относятся к ним скептически. Я-то думаю, что чудо уже в том, что святая Елизавета прибудет в Якутск и освятит своим присутствием нашу жизнь. Но чего нам действительно ждать от святых мощей? И с какой стати?


Чем отличается место и роль святого в нашей жизни от тех, что занимают и исполняют в ней писатель, художник, политик и т.д.; что такое святость вообще? Многие протестантские церкви считают святыми всех, кто пошел за Христом, принял Его учение и крестился (у них). В православии святой - это тот, в ком "изобразился" Бог; тот, в ком и через кого действует Бог; тот, кто при жизни стал богом. Такое бывает?


Вот на Преображение народ двинет в храмы яблочки святить. А ведь это праздник великий, с великим смыслом. На Фаворе Спаситель наш просиял светом не тварным, не сотворенным, а светом Божественным. Отцы Церкви называют этот свет, исходящий от Бога, нетварной энергией. Источник этой Божественной энергии - предвечный Бог. Апостолам на минуту было позволено увидеть соединение во Христе двух природ - Божеской и человеческой. Понятно стало, что нетварная Божественная энергия передается и материи: "Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить" (Мк. 9, 3). Эта-то возможность благодатного обожения человека, его тела и материи вообще являются основанием для почитания святых мощей и святых икон.


Оказывается, человек может (и призван!) жить так, чтобы стать богом, чтобы в нем Сам Святой Дух руководил помыслами и поступками (а не страсти, которые одни грехи порождают), оказывается, он может любить так, как Христос (почти так) - жертвенно, бескорыстно, а главное, не гордясь своими подвигами, со смиренным сердцем. Вот когда человек сам о своей славе не печется, его прославляет Бог. Конечно, мы, люди, в оценке других можем и ошибаться, но Господь Сам подтверждает нам святость того или иного человека. Как? Через чудеса, исходящие от останков святого или происходящие в ответ на молитву к нему.


Произойдут ли в Якутске чудеса от святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары? Я не знаю. Да мне это совсем и неважно. Важно, с чем мы сами придем к ним - женщинам, которые будут выслушивать наши молитвы (такие разные) и молить Господа у Престола Его о нас - гордых, самолюбивых, гневливых, жадных, осуждающих, вечно всем недовольных, маловерах - как молились тогда, в шахте...


Чего жду от них лично я? Мы очень много знаем хороших и правильных вещей. Мы знаем, как надо поступать, как мыслить, как чувствовать - ну, так, как святая Елизавета, к примеру. Однако это знание существует как-то отдельно от нас. Мы можем удивляться, умиляться, восхищаться святым, но сами так не живем. Порой только очень сильные, глубокие переживания заставляют эти знания переплавиться в нас самих, стать частью жизни. Вот этого переживания и жду - по молитвам святых преподобномучениц. И если хоть на капельку стану лучше, добрее, милостивее, вот это действительно будет чудо!


Замечательный французский священник Александр Ельчанинов писал: "Многие говорят: "У меня есть Евангелие, у меня есть Христос - мне не нужны посредники"... Ведь что такое всякий святой? - тот же человек, но который, пойдя по правильному пути, нашел то, чего ищем мы все - Бога. Как же нам не вглядываться в них и не брать пример с них, не идти за ними! Собственно, "святость" - задача каждого из нас в меру сил".


Так давайте же, прежде чем идти прикладываться к мощам, всмотримся в жизнь святой княгини. Может быть, она научит чему-то и нас. А может, и исполнит чье-то желание - святая же!