В ТРЕТЬЯКОВКЕ НА КРЫМСКОМ ВАЛУ, 10, ПРОХОДИТ ВЫСТАВКА КАРТИН И РИСУНКОВ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА
Выставка "Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)" приехала к нам из Русского музея (СПб). И входят в нее работы не только из Москвы и Питера, но и из провинциальных музеев, из музеев бывших союзных республик. И, побывав на ней, еще раз убеждаешься: Кустодиев для нашей культуры - художник важнейший. Он не просто автор удачных портретов и занимательных композиций, но один из создателей образа России.
Владимир САЛЬНИКОВ
Ведь это только кажется, что свои представления о родной стране мы выработали самостоятельно. На самом деле образ ее создали художники и писатели, композиторы и кинорежиссеры. Знакомый нам положительный образ России начал формироваться еще в XIX столетии. В Восточной и Центральной Европе это была эпоха созидания новых буржуазных наций. У нас наметились похожие тенденции. Из русских художников в этом деле особенно преуспели Венецианов, Васнецов, Суриков, Врубель, Поленов и Левитан. Художники объединения "Мир искусства", к которому принадлежал Кустодиев, также приложили к этому руку. Большое внимание они уделяли XVIII веку - эпохе сплавления западных управленческих технологий с русскими корнями. Кустодиеву же, по рождению астраханцу, милее всего была Россия провинциальная - крестьян и купцов. Высшее сословие и интеллигенты у него всегда - на периферии. Как и Суриков, Кустодиев был озабочен поиском особых национальных форм жизни и особого национального, народного, типа.
Кустодиев был учеником Репина по Академии художеств и соавтором мэтра по коллективному портрету правящей верхушки империи - Государственного Совета. От учителя унаследовал он и основной репинский бизнес -портретный, писал сановников и буржуа, став одним из лучших портретистов своего времени. Но композиции на темы национальной жизни увлекали его больше всего. Нескончаемые гулянья - а праздники в старой России занимали чуть ли не половину года (Масленицы, катания на тройках, праздничная торговля, просто досуг в публичном парке) - стали главными мотивами творчества художника. Писать гулянья Кустодиев не перестает и в Гражданскую войну. Он как будто не замечает кровавой народной драмы, инфлюэнции, тифа, братоубийства, террора соперничающих революционных сил. И все это на фоне экзотического пейзажа -замысловатой и пестро раскрашенной архитектуры, покрытых инеем деревьев, яркой толпы. На таком заднике написан портрет Шаляпина и даже шагающий по городу большевик-великан с красным знаменем в руках.
Демонстрация в честь конгресса Коминтерна у Кустодиева - тоже настоящий русский праздник. Организованный размах революционных праздников с их авангардистским оформлением оказался под стать всеобщему православному веселью. Особое место в картинах художника занимают женские образы. Это национальные русские красавицы из купечества, можно сказать, чисто великоросские. По большей части староверы, купцы были замкнутым сословием, кастой - и в религиозном отношении, и по роду занятий. Конечно, купчихи Кустодиева - не результат этнографического исследования, научной антропометрии, но плод художественной фантазии. Они дородны и белокожи, изнеженны, как будто выведены с помощью селекции. Тем не менее эти образы оказались востребованы и современной Россией, ищущей свою идентичность. Что доказывает большая популярность выставки у зрителей.
Выставка открыта до 5 сентября