Главная >> 5 >> 16

И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫМ

В Дивееве прошли торжества, посвященные 250-летию со дня рождения Преподобного Серафима Саровского


ВДОЛЬ автодорог Нижегородской области стоят щиты с видами Дивеева и иконой Преподобного Серафима Саровского. На въездах в Дивеево построены КПП. Пока не зарегистрируют - не пропустят. Полторы тысячи сотрудников обеспечивают безопасность небольшого села Дивеева, в котором празднуют 250-летие со дня рождения величайшего русского святого - Преподобного Серафима Саровского. Меры безопасности объясняют просто: на торжествах в Курске, куда в июле возили мощи Преподобного, поймали нескольких граждан Ингушетии... со взрывчаткой. Толпы паломников идут и идут со всех концов и сходятся у металлоискателей у монастырских ворот. Металлоискатели тоже поставлены на период празднеств.


Пыль. Люди городские забывают, что такое пыль. Она мягкая и рыжая - почвы тут глинистые - и до колен покрывает юбки паломниц и рясы монахов. Возможно, пыли скоро будет меньше. Село меняется на глазах. Тротуары замостили брусчаткой, разваливавшуюся на глазах избушку-автобусную станцию, которую еще помнят бывалые паломники, заменили на вполне современное здание. Местный глава говорит о монастыре как о "градообразующем предприятии", а Сергей Кириенко уже оговаривается и называет Дивеево "городом". Новое здание школы, построенное взамен оставшегося на территории монастыря, считается лучшим в Нижегородской области, строили его в соответствии со всеми современными стандартами. В целом размеры инвестиционных проектов, связанных с 250-летием Преподобного Серафима Саровского, впечатляют: общая их сумма составила около 245 миллионов рублей (в том числе федеральный бюджет дал около 80 миллионов рублей, областной - 64 миллиона, местный - 1 миллион и пожертвования спонсоров - 101 миллион рублей).


К торжествам было подготовлено прославление трех местночтимых блаженных - Параскевы (Паши) Саровской, Пелагеи Серебрянниковой и Марии Ивановны Дивеевской. Поздравить дивеевцев с прославлением должен был Патриарх Алексий, но не смог приехать - здоровье его сейчас не позволяет. Но Дивеево встречало колокольным звоном множество владык во главе с Патриаршим Экзархом всея Беларуси Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом. Служить праздничную литургию приехали председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Калужский и Боровский Климент, Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, Митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, а всего в торжественном служении 1 августа принимали участие около тридцати архиереев.


Паломников в этом году было ненамного меньше, чем в прошлом (когда праздновали столетие канонизации Преподобного Серафима) - сколько их поселилось в частном секторе, подсчитать трудно, но три с лишним тысячи приезжих разместили в палаточных лагерях. Полевые кухни, палатки медицинской помощи, палатки для молитвы, жилые - на 60 человек (внутри - двухэтажные деревянные нары) и вечные вопросы у тех, кто отвечает за расселение: "Мужчины - отдельно, женщины - отдельно, но что делать с семейными?" Охрана лагерей откровенно скучала (паломники - люди тихие) и пыталась делать зверские лица. Сергей Кириенко, наводивший ревизию в палаточных городках, пробовал пшенную кашу ("На молоке?" - "На воде! Им на молоке нельзя, постятся!" - отвечала счастливая и гордая раздатчица) и беседовал с паломниками. Говорил, что раньше все воспринимали подготовку к празднествам, как дополнительную нагрузку по поручению президента. А теперь изменилось отношение, и работа такая почитается за честь - и вспоминал одного губернатора, который был счастлив, что десять метров нес мощи Преподобного в Курске. Говорил еще, что по-новому начинаешь ценить близость к Дивееву после того, как увидишь толпы желающих поклониться Преподобному в Курске (там за первую ночь к мощам приложились 25 тысяч человек).


Владыка Георгий, епископ Нижегородский и Арзамасский, так объясняет причины особого почитания Серафима Саровского в России: "Для православного христианина Преподобный - это символ любви и радости, с которым он идет по жизни. Его роль уникальна. Его начали почитать во всем мире, как только его житие перевели на английский язык. Сейчас мы узнали, что около 30 процентов посещений Интернет-сайтов, посвященных Преподобному Серафиму, приходятся на американский континент. Самый большой женский монастырь во Франции - посвящен Преподобному Серафиму".


В особом почитании святого нет никаких сомнений. Люди проходят сотни километров пешком, чтобы поклониться ему. Поэтому основные жалобы в медицинских пунктах - на мозоли. Мозоли, конечно, не главное. Главное - лица, улыбающиеся и измученные. Вот два монаха везут на инвалидной коляске третьего - молодого схимника. Но лицо его светится радостью, и к нему бегут под благословение люди. Другие стоят, молятся, плачут. Молятся прямо на улице, на площадях, всюду.


- Споешь "Богородице, Дево"?


- Нет, не буду, а то потом, как бы плохо ты ни пела, люди подходят и говорят: "Спасибо! Вы так хорошо пели!" - а не понимают, что ангелы петь помогают.


Разделение на светское и церковное в Дивееве заключается, похоже, в каких-то сомнениях светских людей. Во всем остальном - полное взаимопроникновение. Худенький милиционер шарахается от одной из тех, кого называют "бесноватыми" - она идет и рычит так, что душа переворачивается. Милиционер крестится ей вслед.


А то вдруг оборачиваешься - а за тобой идет толпа иерархов русской православной церкви. Они в простых черных рясах и прячут панагии (знак принадлежности к архиерейскому чину) - чтоб не привлекать к себе лишнего внимания, и люди с трепетом относятся к этой толпе, кланяются ей, но не бегут брать благословения - и у меня не поднимается рука сфотографировать их в их отделенности.


Съезжается и весь оплот русского "патриотизма". Пара молодых людей и девушка весело раздают журналы "Набат" и "Черная сотня" и охотно позируют: "Эй, журналистка, а ты хорошо снимаешь? А сфотографируй меня на мой фотоаппарат, а?" Впрочем, они настроены довольно мирно, в отличие от тех легендарных шестнадцати членов РНЕ, которых задержали ночью на КПП. Да и тех, возможно, отпустили бы, если бы они повели себя как нормальные люди, а не начали качать права и разбрасывать листовки, оскорбляющие церковных иерархов. Симпатичная женщина в очках, похожая на учительницу, вдруг оборачивается и говорит: "А жидомасонов-то сколько понаехало!" Но, невзирая на свои общественные позиции, все одинаково ждут праздника.


Апофеоз празднеств - торжественная служба 1 августа, день рождения Преподобного Серафима. Иерархи в зеленых одеждах служат на открытом воздухе. Тут же, на монастырской площади, множество священников должны успеть исповедать всех желающих: за ночь не справились, а теперь, вокруг, вместо стен соборов - палящее солнце и молчаливые монахини в черных раскаленных одеяниях. В "вип-зоне", среди суматошной прессы стоит и молча молится крошечная горбатая старушка в толстой шерстяной кофте, неизвестно как проникнувшая сквозь оцепление.


И то, что накрывает, вдруг, когда смотришь на людей, стоящих эти часы под солнцем, - кто-то - на коленях, кто-то опирается на костыли, кто-то сидит в инвалидной коляске, - думаешь только об одном: "Господи, дай им счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным".


***


Из первых уст


- Как мы готовились к торжествам? - рассказывает настоятельница монастыря игуменья Сергия. - Монастырь - закрытое духовное учреждение. Во внутренней жизни монастыря самое главное, главная цель монашествующих - стяжать дух мирен, в нем и заключаются наши духовные подарки к дню рождения Батюшки. Но есть и другая сторона - возрождение физических стен монастыря. В этом году будет 13 лет как обитель начала возрождаться. В 1991 году здесь впервые ночевали паломники, на полу в церкви, на соломенных матрасах.


В монастыре и его восьми скитах сейчас живут более 400 сестер, но этого мало - за Богородичной Канавкой ухаживают лишь 4 монахини. Не хватает рабочих рук. Не так просто стать монахиней, человеком должна двигать сильнейшая ответная любовь к Богу. Послушницы должны быть в первую очередь глубоко верующими людьми, потому что они должны оставить весь мир ради Бога. Ведь монастырский режим выдержать очень сложно даже просто физически. В половине шестого утра начинается первая служба - Полунощница. Затем читается Правило, молебен с акафистом. В 8 утра некоторые сестры остаются на Литургии, а некоторые идут на послушание, на работы (по будним дням). В пять вечера начинается Вечерня, которая идет до половины девятого, а потом - Крестный ход по Канавке и вечернее Правило до половины одиннадцатого.


Поэтому попасть в число сестер можно, испытав себя в течение 3- 4 лет в кандидатках. Некоторые и по 5 лет себя испытывают. Обычно мы принимаем после совершеннолетия, но был один случай: приехал к нам один священник, привез дочку тринадцатилетнюю - очень она хотела в послушницы, по благословению духовного отца. Я говорю: "Пусть домой возвращается, пусть подрастет". А она молчит, и только слезы крупные на землю капают. Я разрешила ей остаться на каникулы, а потом она так и осталась с нами. Сейчас она - одна из самых многообещающих сестер.


- Как вы относитесь к праздным туристам?


- Есть те, кто приехал на экскурсию и навсегда остался в обители. Мы не можем предугадать путь, которым люди приходят к Господу, а тем более запретить им, когда им это нужно. Но, конечно, для сокровенной, духовной жизни обители это тяжел о.


- Занимаются ли сестры благотворительностью?


- Мы попечительствуем Дому престарелых, школе-интернату. Планируем устроить больницу на территории монастыря и приют для детей-сирот. Сейчас на территории монастыря мы приютили 12 беспризорных детей, но у нас, конечно, нет государственного статуса - хотя есть дом уже, в котором мы их содержим. А когда-то на территории монастыря жили около ста детей. У нас всегда просящему дается, мы всех кормим, но просто сейчас обитель не в силах делать больше, чем она делает, сестер не хватает. Конечно, должно быть социальное служение, но мы не в силах... Прихожане тоже должны учиться подвигам и молитвенному подвигу. Сейчас у нас есть православная школа, там 70 деток учатся, она полностью содержится за счет монастыря.


- Почему именно Преподобный Серафим стал символом спасения России?


- Потому что он вместил в себя все Дары Духа Святаго. Преподобный всех встречал Пасхальной Радостью со словами: "Радость моя, Христос Воскресе!"


***


В "вип-зоне" стоит и молча молится горбатая старушка, неизвестно как проникнувшая сквозь оцепление.