Главная >> 5 >> 16

ПЕВЕЦ НАШЕЙ СЛАВНОЙ ВЕСНЫ

Впечатления от Фатьяновского праздника в Вязниках


История русской культуры полна парадоксов. Так, например, одним из первых о народности поэзии заговорил князь Петр Вяземский - закадычный друг Пушкина. Образованнейший аристократ, ироничный стихотворец, он настаивал на национальной самобытности - верности нашим нравам, обычаям и языку. Выходец из семьи, где в быту говорили по-французски, Александр Пушкин в своем творчестве явил собой высший образец народности, которая заключается в описании не сарафана, но духа народного, как выразился Гоголь.


В вязниковской газете "Маяк" накануне праздников вышла передовая статья критика Ларисы Барановой- Гонченко, посвященная 85-летию Фатьянова, где она задает прямой вопрос: "С кем мы будем праздновать грядущий День Победы - с потомками Пушкина и Фатьянова? Или с Иванами, не помнящими родства и полагающими, что Вторую мировую войну выиграли отцы и деды группы "Биттлз". Когда министр обороны Сергей Иванов признался, что выучил английский язык, чтобы понимать песни "Жуков", меня, который совершенствовал английский в войсках связи, перехватывая в эфире радиограммы 5-го флота США, эта юношеская наивность не растрогала, а возмутила. Ведь ты главный воинский защитник, - выучил и помалкивай! Нет, надо публично признаться в горячей любви. А вот мы, поклонники Есенина, Фатьянова, Рубцова, Бокова, хотим с вязниковцами в эфире на всю страну признаться в любви к русской песне. Но при нынешней "демократии" это почему-то невозможно!


Духовный отец либеральных младореформаторов, профессор-одессит Евгений Ясин издал книгу "Модернизация экономики и система ценностей", в которой выдвинул в качестве первоочередной задачи коренное изменение культуры и традиционной системы духовных ценностей русского народа. Он хвалит правительство и президента за то, что они не тронули немыслимый в нормальной стране уравнительный налог в 13 процентов, одинаковый для олигарха и медсестры, предлагает увеличить пенсионный возраст до 65 лет, но сетует, что "институционные реформы, провозглашенные в программе Грефа, продвигаются все медленнее, встречая нарастающее сопротивление, и пока ощутимых результатов не приносят". Мешают в этом пережитки, от которых русским людям необходимо немедленно избавляться. Какие же они? Соборность и любовь к совместной работе, убеждение, что не хлебом единым жив человек, доверие к сильному государству, самопожертвование ради него, нестяжательство, готовность к решению дерзких масштабных задач и вера в конечное торжество справедливости. В общем, все то, что помогло создать могучее Российское государство, а потом Советский Союз, явить русское чудо и повернуть ход мировой истории. Наконец, родить величайшую культуру, в многовековом русле которой творил Алексей Фатьянов, утверждая в стихотворении "Рабочая весна":


Не может быть забыто никогда


Из нашей жизни самой малой части,


Как штурмом брали трудные года


И по песчинки складывали счастье.


Нет, надо все это забыть, отрешиться от истории, православных и советских традиций и обратиться к протестантской этике: "Либеральной продуктивной культуре, обычно связываемой с протестантской этикой, нередко противопоставляется культура непродуктивная... Новая задача состоит в том, чтобы, сохраняя самобытность русской культуры, поменять кое-какие традиции, препятствующие развитию и процветанию страны". При этом самобытность понимается как "описание сарафана народного" в противовес словам Гоголя о подлинной народности Пушкина, как обрядовая яркость церковных обрядов и ярмарок, как ансамбль Надежды Бабкиной, низвергнувшей русскую песню до попсы с местечковыми интонациями. А вот Алексей Фатьянов вместе со своими гениальными соавторами Василием Соловьевым-Седым, Матвеем Блантером, Борисом Мокроусовым обладали даром поднимать лирическую, бытовую песню до духовных и задушевных высот. В знаменитой песне из кинофильма "Весна на Заречной улице" был такой куплет:


Мне все здесь близко, все знакомо


Все в биографии моей:


Дверь комсомольского райкома,


Семья испытанных друзей.


В сегодняшнем исполнении он естественно, выпал. Не худсоветы, а народ внес так называемую конъюнктурную правку, а вот куплет, воспевающий созидательный труд, исполняется народом с воодушевлением:


Когда на улице Заречной


В домах погашены огни,


Горят мартеновские печи,


И день и ночь горят они.


Этой песней завершается в Вязниках праздник "На солнечной поляночке". Тысячи голосов подхватывают слова песни и радостно поют про мартеновские печи, которые большинство и в глаза не видывали, - не важно: горят, значит, продолжается неустанная работа на благо страны. И эту психологию народа-труженика, запечатленную в песнях Фатьянова, не вытравишь никакими либеральными призывами к продуктивности и эгоизму. В песне со знаменитым вздохом "Где же вы теперь, друзья-однополчане?" сквозит неподдельное счастье оценить подвиг героя всем миром:


Мы тебе колхозом дом построим,


Чтобы было видно по всему, -


Здесь живет семья советского героя,


Грудью защищавшего страну.


Такие песни - нож острый для сегодняшних борцов за либеральное счастье, особенно сегодня, когда этих героев ратных и трудовых свершений лишают государственных льгот, используя дешевый пропагандистский прием: какая-то старушка на хуторе говорит: "Я все равно никуда не езжу, не звоню - лучше денежки". Людей отучают думать по-государственному, по-христиански, говорить не со своей печки, а с точки зрения всего мира, поколения, сообщества, от имени которого так любил звонко говорить Фатьянов:


Мы люди большого полета,


Создатели новых чудес.


Орлиное племя - пшюты,


Хозяева синих небес.


Какой высокий полет, какие хозяева синих небес, если мы угробили свою авиационную промышленность, потеряли многих выдающихся асов и теперь начинаем закупать устаревшие "Боинги"!


Ну и самый яркий пример постоянной идеологической цензуры, гонения на славное прошлое: только в народе поется знаменитая песня "Наш город" с припевом:


Над Россиею - небо синие,


Небо синее - над Невой.


В целом мире нет, нет красивее


Ленинграда моего.


Даже в дни празднования 300-летия Петербурга и 60-летия прорыва блокады Ленинграда крылатую песню не выпускали в эфир. Но зато в народе все чаще поется тот вариант последнего куплета, который и мы подхватываем с друзьями на Фатьяновском празднике:


Имя города, где сражались мы,


Никому ты, как винтовку, не отдашь.


С новым солнышком просыпается


Наша слава, наша гордость - город наш.


Любил Фатьянов и древнюю столицу - Москву, где раскрылся его талант, где создал он лучшие песни для кинофильмов и обрел всесоюзную славу. Выходец из мстерского рода, уроженец слободы Малое Петрино, он быстро усвоил и полюбил "наш московский говорок", влился в семью москвичей и с гордостью писал:


По походке и по песне


Ты узнаешь москвича:


Этот парень - с Красной Пресни,


Тот - с Заставы Ильича.


Теперь и Москва неузнаваемо изменилась не только по внешнему виду, который ужасает порой нас, коренных москвичей, но и по духу когда-то самого яркого, истинно русского города. На празднике я прочитал только одно стихотворение, которое назвал "Москвич Фатьянов":


МОСКВИЧ ФАТЬЯНОВ


В неохватной нашей шири,


Как ведется на веку,


Все за песнями спешили


В достославную Москву.


И в столице, Богом данной,


После клязьминских широт


Жил Фатьянов на Басманной -


В землях царских воевод.


Он прошел походкой свойской


И оставил здесь следы -


Сын московской, вязниковской


И кремлевской слободы.


Он согрел Москву стихами,


А теперь со всех сторон


Все стремятся за деньгами


В этот новый Вавилон.


И уже другие мысли


Сами просятся в строку:


Этот парень - из Тбилиси,


Тот торговец - из Баку.


Мы сегодня - полиглоты,


И течет Москва-река,


Словно речь без русской ноты,


Без родного говорка.


У нее полно изъянов,


У нее акцент - сильней.


Ох, как нужен ей Фатьянов


С песней светлою своей!


Очень нужен, но песни его на московские, центральные телеканалы стараются не пускать "новые москвичи".