Главная >> 5 >> 16

Путешествие святого Серафима

Светская и православная власти публично воссоединились


В нижегородском Дивееве завершилось празднование 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Прохор Машнин родился 19 июля 1754 г. (до новейших изысканий считалось, что фамилия его была Мошнин и родился он в 1759 г.) в Курске и вернулся на родину спустя четверть тысячелетия, чтобы снова проделать путь в Серафимо-Дивеевский монастырь. Почитание убогого старца объединило не только власть светскую и духовную, но и правителей с народом. Любимый народом старец показал, что у простых людей и власти могут быть общие ценности - пусть пока лишь на время торжеств.


Саровский чудотворец не основывал монастырей, не писал книг, не был церковным иерархом. Он молился и искал спасения души, оставив простую формулу смысла человеческой жизни: "Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя". С преподобным Серафимом связано и возрождение традиций русского старчества, точнее даже, почитание старцев русским обществом - как простыми людьми, так и высшим светом. Его канонизация в 1903 г. была волевым актом императора Николая Второго - вопреки настроению некоторых церковных иерархов, но в полном согласии с и так почитавшим старца народом. После революции мощи Серафима были утеряны, а обретены лишь в 1991 г. и в августе, за три недели до краха СССР, перенесены в Дивеево. Столетие канонизации прошлым летом праздновалось в Дивееве и Сарове с участием патриарха и Владимира Путина - нынешняя власть таким образом восстанавливала связь времен. В этом году 250-летие со дня рождения преподобного отмечалось с неменьшим размахом.


По улице Ленина


Курск готовился к встрече мощей преподобного так, как не готовятся к визиту президента. К слову, Владимира Путина в отличие от патриарха на торжества не ждали, но и в Москве, и в Курске намекали, что "может быть". А о недомогании Алексия II стало известно за день до начала торжеств, когда первые паломники уже стали прибывать в три палаточных лагеря, расположенных на окраинах города.


Рака со святыми мощами прилетела в Курск в полдень 20 июля. Спецрейс из Сарова встречали губернатор Александр Михайлов и митрополит Курский и Рыльский Ювеналий. Из аэропорта крестный ход с мощами преподобного направился в центр города, на Красную площадь. Идти до Знаменского собора почти одиннадцать километров - прошли за три часа. За километр до собора, у Воскресенско-Ильинского храма, крестный ход делает остановку - у церкви, где крестили маленького Прохора, к идущим присоединяются руководители. Несколько митрополитов (всего их собралось в Курске девять), губернаторы восемнадцати регионов Центрального округа, два полпреда президента, министр культуры, сенаторы и депутаты. Перед ракой с мощами, которую несли священнослужители, шли хоругвеносцы - простые мужики с тяжеленными знаменами, крестами и иконами. Остановить идущий крестный ход непросто - если бы не шеренга ОМОНа, кучку руководителей, стоявших напротив храма, просто смяли бы. Мирно курившие губернаторы и московские чиновники преображаются - по команде они подхватывают раку с мощами преподобного.


Впереди идут Георгий Полтавченко и Сергей Кириенко - раньше такую сцену даже представить себе было трудно. Циники могут вспомнить "пятилетку похорон политбюро" - и тогда вожди несли покойного. Но разница велика. Там несли одного из своих, тут - народного любимца, там престарелые руководители лишь делали вид, что несут, а здесь - несли по-настоящему. И главное: там - печаль, тут - праздник. И не надо без конца говорить о том, что трудно поверить в искренность бывших коммунистов. Никому не заказано уверовать - и бывшему главе налоговой полиции Петербурга Полтавченко, и бывшему члену политбюро Строеву, и бывшему командующему ВДВ Шпаку. Путинская правящая элита (сформированная из чекистов, части ельцинской элиты и губернаторов - экс-коммунистов) вообще оказалась в незавидном положении. Либералы не принимают православия путинцев в силу собственного атеизма и отказывают им даже в праве следовать традициям предков, "националистическим и консервативным". Православные патриоты не верят в искренность обращения "партаппаратчиков и гэбистов". Получается, что мы сами отталкиваем своих правителей от народа, лишая их даже шанса на сближение с нацией и мешая возвращению России к собственной цивилизации.


Пускай даже кто-нибудь из новообращенных руководителей лишь делает вид, что верит, хотя по лицам большинства начальников, шедших за ракой с мощами преподобного, было видно, что думают они не о президенте Путине. Пусть хоть ненадолго, но и за это спасибо Саровскому чудотворцу.


Вместе мы победим


Потом была служба на Красной площади, на помосте, сооруженном перед Знаменским собором. Усердная милиция перегородила площадь, и первое время на ней была лишь пара тысяч человек. Но с вечера вторника и до утра пятницы (когда чудотворец вернулся в Дивеево) к преподобному пришли от 120 до 150 тысяч человек, и это в 400-тысячном Курске!


21 июля съехавшиеся в Курск чиновники собрались на свое совещание - совет Центрального федерального округа.


Обычное регулярное совещание губернаторов Центральной России в этот раз проходило по-особому. Года три назад на заседании совета в Тамбове кто-то из губернаторов предложил: мы ж тут все православные, а что если нам перед началом заседаний ходить на службу в кафедральный собор? Предложение было сделано уже после заседания, на приеме, но запомнилось. В Курске благодаря серафимовским торжествам получилось, что до заседания совета прошли целых три службы, и некоторые из губернаторов были на всех.


Расширенное заседание совета на тему "Духовно-нравственное возрождение регионов: опыт взаимодействия с Русской православной церковью" было действительно более массовым, чем обычно, - к губернаторам и главным федеральным инспекторам присоединилось около 50 иерархов РПЦ. Президиум состоял из четырех митрополитов, полпреда Полтавченко и двух губернаторов. Формально все объяснялось обсуждаемой темой, но по сути главы епархий и так входят в руководство регионов. Как говорил мне в свое время один из полпредов, "я всегда, когда приезжаю в область или республику, встречаюсь с главой епархии - они люди очень информированные".


На совещании не докладывали о достигнутом, а, скорее, рассуждали о важных сферах взаимодействия светской и духовной властей - образовании и воспитании, помощи социально не защищенным (как сиротам, беспризорникам и больным, так и наркоманам) и вообще о социальном служении РПЦ, возвращении храмов, противодействии сектам.


Лишь пятнадцать лет назад освободившаяся от давления и контроля атеистического государства Церковь собирала силы и восстанавливала порушенное. Теперь, похоже, РПЦ готова к более активному участию в жизни страны, к борьбе за ее будущее - ведь "православие изменяет к лучшему все стороны жизни человека и общества: государственное строительство, ученость, воинское дело, культуру, искусство, повседневный труд и быт" (из приветствия патриарха участникам совещания).


Да и государство в лице его высших чиновников теперь открыто признает, что мало использует силы Церкви. Взять ту же социальную сферу - "парадокс нашей нынешней жизни заключается в том, что государственные и муниципальные власти, не справляясь в полном объеме с социальными проблемами, крайне недостаточно сотрудничают с религиозными организациями в решении множества социальных задач", признал Георгий Полтавченко. И сам же объяснил это отсутствием закона, регулирующего социальные функции Церкви, по которому государство могло бы через социальный заказ финансировать церковные социальные учреждения. Сотрудничество с Церковью в социальной сфере тем важнее, что сейчас государство пытается сбросить с себя многие социальные обязательства - или, по крайней мере, переложить ответственность за них на регионы. А регионы с ними и так не справлялись.


Из обсуждения на совете выясняется, что многие проблемы, вокруг которых в Москве еще недавно шли споры, в регионах давно уже полюбовно решены.


Так, факультативное преподавание "Основ православной культуры" уже ведется в большинстве школ регионов округа, а в той же Курской области с 1 сентября ОПК будет преподаваться во всех школах. Решается и вопрос с нехваткой квалифицированных кадров - областные администрации заключают договоры с епархиальными управлениями о подготовке учителей. И никаких споров о якобы ущемленных правах других конфессий - по опросам, 96% родителей и 80% детей "за" изучение "Основ православной культуры". Среди "центральных" губернаторов этот показатель равняется 100. Причем в православном образовании губернаторы видят не просто культурно-просветительскую задачу.


Мэр Москвы Юрий Лужков в своем эмоциональном выступлении вопрошал: "Навязываемый нам глобализм противоречит интересам самобытной России. Противостоим ли мы этому? Кто сегодня отвечает за воспитание молодого человека? Власть, государство? Мы должны быть благодарны Церкви за то, что она эту проблему ставит и решает". Раз "государство российское собиралось под знаменами православия" (Полтавченко), то преподавание основ православной культуры - это не просто проблема ЦФО, этим должно озаботиться правительство. "Но мы не видим пока усилий, предпринимаемых правительством", - заявил Лужков. Вообще критический по отношению к центральной власти настрой почти не прорывался в речах с трибуны, но в кулуарах высказывался. А с президиума прорвался лишь в конце, когда Егор Строев не сдержался: "Мы не просто законы должны просить, а на своей земле сами их устанавливать".


Пока что полпред Полтавченко пригласил церковных иерархов к работе над "Программой социально-экономического развития территорий ЦФО на основе гуманитарных ресурсов" и порекомендовал создать в каждом регионе советы по государственно-религиоведческой экспертизе (почти в половине субъектов ЦФО они уже есть). Эти советы как раз и будут заниматься согласованием общих дел как в социальной сфере, так и в воспитании. И, конечно, "борьбой с незаконной деятельностью деструктивных псевдорелигиозных организаций": в некоторых регионах уже даже приняли законы о миссионерстве. Говоря о необходимости ограничений для зарубежных эмиссаров и поддержки традиционных для России религий, митрополит Кирилл привел пример из недавнего швейцарского опыта РПЦ. Не последние, по его словам, люди в России и Швейцарии захотели построить в Цюрихе православный храм. Сделали проект, пришли к городским властям, а те и говорят: "Никогда русский православный храм в Цюрихе построен не будет. Потому что ваш архитектурный стиль не соответствует нашей традиции". Молодцы, сказал митрополит Кирилл, защищают свою культурную самобытность. А у нас в Москве чуть не построили кришнаитский храм вместимостью, как храм Христа Спасителя. Кстати, в Цюрихе РПЦ нашла выход - "купили протестантскую церковь (благо они пустуют в Европе) и переоборудовали в православный храм".


Атмосфера заседания была даже важней, чем его содержание; произошло, как сказал Строев, публичное воссоединение светской власти и православной, в одном зале люди стали говорить на одном языке. "Достигнутое единение РПЦ и светской власти радует людей", - вторил ему губернатор Михайлов. А Лужков вообще закончил свою антиглобалистскую речь призывом: "Вместе мы сила, вместе мы победим".


А в конце собрания произошла сцена, лучше других показавшая, как именно идет сближение двух России - чиновничьей и православной.


На трибуну поднялся липецкий губернатор Олег Королев. Сказал, что не займет много времени, попросил прощения и долго издалека подводил, не решаясь высказать наболевшее: "Может быть, нам стоит попросить Священный синод изучить возможность чтения молитв на доступном человеку языке. Я общался с паломниками - трепет берет, говорят, еще бы понятно было. Прошу прощения за косноязычие..." Дальше Королев попытался привести пример с покаянной молитвой "Господи, прости меня...". Повисла пауза. "Чувствуется, что губернаторы стали читать молитвы", - прокомментировал Строев. "Очень важно, чтобы эта тема прозвучала в этой аудитории, - вступил митрополит Кирилл. - Когда нас провоцируют недруги, то мы обычно говорим: мол, "без вас разберемся". А губернаторам митрополит объяснил, что богослужение невозможно перевести со старославянского на современный русский - оно не будет духовно значимым, а богослужение должно быть возвышенным. Но при синоде есть комиссия, которая, как и до революции, занимается русификацией богослужебных текстов, делая их постепенно более и более доступными (язык официальных документов и чиновничьих докладов, кстати, тоже мало понятен постороннему человеку). "Мы придадим импульс работе комиссии", - пообещал митрополит Кирилл. После чего губернаторы и архиереи стоя спели "Многая лета" патриарху Алексию и президенту Владимиру Путину.


Экономическое мышление, бесконечное обсуждение банкротства ЮКОСа и двукратного роста ВВП отвлекают от простой мысли о необходимости в первую очередь духовного возрождения. Как сказал об этом Полтавченко: "Мировой опыт и опыт нашей страны показал, что, если экономический рост становится самоцелью, неизбежен фундаментальный кризис, вызванный искажением нравственного смысла и мотивов развития". И даже огромные средства не помогают нам собрать единое государство, признал Егор Строев, напомнивший слова Соловьева: "Православие создало язык, нацию, государство".


Поиски национальной идеи в России закончились возвращением к православию. Может быть, власть пришла к нему и от безысходности, но так ли уж теперь это важно? Ведь если власть и Церковь будут едины, то, может, и народ к ним подтянется?